banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Почему именно Нинурта?

Некоторое время назад я увидел в сети очень интересную критику моей недавней монографии о МЕ и весенних праздниках http://www.stihi.ru/rec_writer.html?ninguenna. Эта критика дана в качестве комментария к стихотворению, в котором я почему-то: а) предстаю православным шумерологом; б) почитающим бога Нинурту; в) сам Нинурта при этом является братом Иисуса Христа. Не берусь растолковать темный для меня смысл самого стихотворения (возможно, это разновидность фэнтези), поэтому буду говорить только о заметке, идущей после его текста. Там написано:

"Весной праздновались праздники в честь Энлиля, Энки, Нанны, Нинурты, Инанны и Думузи и еще ряда божеств. У Емельянова все боги описаны как-то вскользь, зато на первый план выступает Нинурта. "Нинуртоперлы" можно там найти почти на каждой странице: "Нинурта - тот самый лидер, пред которым нужно склониться, тогда и врага одолеешь. Нинурте нужно подчиняться, потому что он защитник "нашей" земли и не хочет зла своим подданным. Его пыл нужно остужать радушным приемом, хвалебными песнями, спортивным праздником и удалением из города всех нечистых".

Ответить автору на вопрос, почему именно Нинурта стал главным героем монографии о весенних праздниках, очень просто.

Дело в том, что он является главным героем самих этих праздников - как в Ниппуре, так и в Лагаше (где он известен под именем Нингирсу). Нинурта олицетворяет силу самого Нового года, проявленную в победе над горными злодеями и в обряде священного брака. Именно поэтому ему посвящены наиболее пространные тексты, воспевающие весну и ее ритуальные события. Еще два весенних текста, в которых героями весны являются Нанна и Энки, приведены и разобраны в монографии, но количественно их меньше и упоминания их в последующей литературе отсутствуют. Значит, они в сравнении с текстами о Нинурте все же были достаточно маргинальны для месопотамской культуры. Весенний брак Инанны и Думузи не получил отражения в ритуальной записи или в песнях (в отличие от летних плачей по Думузи), поэтому о нем ничего внятного сказать нельзя. Если автору заметки известны тексты о весенних празднествах в честь Энлиля - буду чрезвычайно признателен ей за информацию. Я таковых не знаю. Следовательно, с текстологической точки зрения ответ ясен: я чаще пишу о Нинурте, потому что тексты о Нинурте значительны по количеству и велики по объему.
Но возникает более общий вопрос, на который я пока не могу ответить. Нинурта - единственное божество месопотамского пантеона, почитавшееся без изменения имени и функций на протяжении трех тысячелетий. Шумерская Инанна слилась с аккадской Иштар, Энлиль - с Белом, Нанна с Сином, Уту с Шамашем, Ишкур с Ададом. А вот Нинурта оставался неизменен и не нашел себе аналогов в семитской или хурритской мифологии. Более того, его не смог вытеснить даже культ вавилонского новогоднего героя - Мардука. Почему? Такое постоянство отношения к божеству сохранилось не только благодаря институту переводчиков на аккадский язык, которые во все эпохи старались донести шумерский эпос о Нинурте до своей грамотной аудитории и создавали новые молитвы Нинурте вплоть до конца Ассирийской империи. Оно должно объясняться необходимостью некоей коренной функции Нинурты для религиозного сознания в принципе. И ответ на этот вопрос, возможно, дает среднеассирийский текст, в котором все боги шумерского и вавилонского пантеона предстают частями тела Нинурты. То есть, получается, что Нинурта - не что иное, как материя вселенной, тело мироздания, состоящее из божественных существ. Боги как силы мира могут меняться, а само вещество мира неизменно. См. следующий далее текст и комментарий к нему.

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments