banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

8 сентября 1937 г. А.К. Жолковскому 75


Алик в ресторане "Ёлки-палки". Фото banshur69 2006 г.





Александр Константинович Жолковский - лингвист, литературовед, корифей семантического и синтаксического анализа поэтических текстов, востоковед-африканист, русский ученый и американский профессор - сегодня отмечает юбилей. Поскольку он любит, когда его называют Аликом, то назову и я: "читатель ждет уж рифмы "розы" - на вот, возьми ее скорей". Видите, я сказал "Алик". Но этим и ограничусь. Дальше буду по фамилии - так, как называют явления.
Жолковский в нашей культуре уникален. Он самой жизнью своей доказывает свою интеллектуальную позицию борца с авторитетами. Если переходить на аналогии из русской литературы, описывая свойства человека через стереотипные образы ее отдельных представителей, то можно увидеть в Жолковском отчетливо выраженные пушкинское и толстовское начала. Пушкинское в нем - та веселость, та шипучесть шампанского, то вечное присутствие игры, та затейливость, та тяга ко всему животно-жизненному, порой непристойному, но радостному, чем так богаты его моментальные зарисовки с натуры, эросипедные виньетки-крохотки, как будто созданные одним росчерком пера в "арзамасском" кругу. Но эта веселость несет в себе немало оппозиционного, потому что на самом деле никакого арзамасского круга нет, а есть круг весьма серьезных, не допускающих вольного обращения коллег по цеху и столь же почтенный круг литературных авторитетов. Жолковский резвится в полном одиночестве, без поддержки корпоративной этики. И здесь это пушкинское начало уже переходит в толстовское - в положение еретика от филологии, образ жизни которого заставляет коллег задуматься о его научном легкомыслии. Однако в этом толстовстве Жолковский не уперт, но по-пушкински стихиен. Он так живет, потому что не может иначе. Сам ли он сложил о себе эти строки или понравилась чужая эпиграмма, но вот они:
Кто неизвестен как лингвист,
Зато, как негр, танцует твист?

Ответ: разумеется, Жолковский. И когда половина коллег по цеху пристойно спит в могиле, а оставшиеся на положении мэтров ждут непрерывного проскинесиса, он, как мальчишка, выпивает, закусывает, танцует, влюбляет в себя женщин, размышляет, пишет, преподает... Одним словом, ведет себя вольно и неприлично. Точно так же относится он и к любой священной корове, требующей себе непрерывных жертв: оную корову осмеивает, выявляя под шапочкой или чепчиком сокрытые ослиные уши.
Если вдуматься, то судьба его не давала повода для веселья. В России Жолковский был одним из создателей нового семантического метода, грозившего потеснить старые подходы к значениям слов и текстов. Однако развернуться ему не дали. Точнее, не дал себе развернуться он сам, подписывая письма в защиту диссидентов начала 70-х. Пришлось уехать. Перебравшись в Штаты, он быстро увидел, что вакансия лингвистического гуру занята Хомским и хомскианцами, и, подобно Остапу Бендеру, переквалифицировался в управдомы славистики - в счетовода, скрупулезно подсчитывающего грамматические конструкции прозы, поэтические строки с инфинитивами. Одним словом, собирал урожаи на семантических полях родной словесности. С течением времени его объекты все более измельчаются, анализу подвергаются не только слова, но и предметы. Литературоведческий глаз Жолковского достиг орлиной зоркости, но вместе с тем его всегдашняя подруга ирония неизбежно присутствует в любом научном разборе текста. Изучая, Жолковский смеется. Он может смеяться радостно, горько, издевательски. В этом смысле его филология экзистенциальна, как филология Гачева. Она непременно включает в себя чувства и впечатления наблюдателя. Жолковский пристален, но он не хочет становиться гаспаровским "прозрачным стеклом". В его авторской интонации обязательно присутствует подхохатыванье. Но в самом содержании своих работ, равно как и в содержании своей жизни, Жолковский предельно серьезен. Мне довелось наблюдать его как борца, я могу оценить предельную твердость его убеждений и вместе с тем мягкую, доброжелательную манеру их выражения. Можно сказать, что Жолковский оттого кажется некоторым собеседникам легкомысленным человеком, что не хамит им. Он спокойно исповедует нечто, что является для него основой человеческого общежития. Не спрашивал, но думаю, что он атеист. Атеистам свойственно целиком брать ответственность за этот мир на себя.
Я пишу о друге. И при этом думаю, что еще совершенно не открыл его для себя как ученого. Мы познакомились в московском ресторане. Не знаю, с кем еще из мэтров филологии можно познакомиться в таком месте. Мы быстро сошлись на предметах, которые я сейчас в упор не вспомню. И началась самая настоящая дружба, т.е. такое состояние, когда людям просто хорошо друг с другом. С Аликом (теперь я вполне уместно назову его так) можно без конца бродить по Петербургу, обедать в дешевых дурных забегаловках, говорить о самых разных вещах. Можно просто молчать о чем-то вместе. Мы, конечно, были на одних конференциях, слали друг другу доклады, но все это является гарниром к какому-то иному, сущностно важному общению. Думаю, что Пушкин дружил именно так. Просто дружил, а потом трудно было вспомнить, о чем.
Александр Константинович, Алик, дорогой, многая лета Вам и Вашему отношению к жизни! Когда я с Вами, то не понимаю, сколько мне лет и сколько Вам. Мы общаемся как равные, как одногодки, и только даты, проскальзывающие в Ваших мемуарах, дают иногда понять, что было время, которое я помнить не могу. Однако благодаря Вам во мне просыпается память о непрожитом. А потом Вы говорите о науке. И я прекрасно понимаю, что, хотя Вы сейчас со мной рядом, но Ваши мысли для меня еще впереди. Как радостно и чудесно дружить с неоткрытой звездой!





Tags: Встречи. Календарь
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments