banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Вяч. Вс. о зачинах мифов и неолитической революции

Замечательная литовская конференция по сезонам года еще продолжается, но я уже приехал. Выступать между двумя докладами Вяч. Вс. Иванова было весьма ответственным делом. Сам главный докладчик блистал и, блистая, высказал одну чрезвычайно интересную мысль, которая, боюсь, будет затерта между другими его неожиданными идеями. Просто запишу ее для памяти.
Все зачины древних мифов Востока связаны с неолитической революцией. Сообщается, чего не было в мире до прихода главных героев. А не было плуга, колесных повозок, различных бронзовых инструментов. Следовательно, все мифы, известные нам, составлены уже ПОСЛЕ самой неолитической революции. Предбытие это время до неолитических изобретений.

На эту идею Иванова у меня есть масса возражений. Но все они сводятся к трем пунктам.

1. В зачинах мифов сообщается об отсутствии не деятелей, а их функций: свинья не знала, как есть ячмень, волк не знал, как уносить ягненка, новый месяц не выходил на небе, подземный источник не испускал воду. Сами же деятели в абсолютном большинстве случаев это не изобретения, а явления природы.
2. В мифологии древнего Ближнего Востока не сообщается о том, что боги работают плугом. Напротив, там говорится, что боги мотыжат землю, а за плугом идет царь. Значит, здесь все-таки содержится разделение двух эпох - мотыжной и плужной, и не стоит говорить, что все мифы сочинены только после неолитической революции.
3. В древних текстах нельзя найти прославление колеса, гончарного круга или какой-либо денежной системы. Следовательно, мифология ранних цивилизаций Востока не акцентирует внимание на изобретениях, а коли это так, то нет никакого смысла связывать ее с неолитической революцией.

Однако, несмотря на эти позитивистские возражения, по сути Иванов прав. И вот почему.
Мифы древнего Востока не бывают охотничьими или кочевническими. Описанный в них уклад не касается даже сельской жизни. Это мифы городского общества, которое составляют оседлые земледельцы. А город и его уклад были бы невозможны без достижений неолитической революции.
Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…