banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

О Константине Васильеве. Преамбула

Скоро его 70-летний юбилей. И надо сказать, что Константин Васильев - пока последний художник, живший в России, которого в России массово знают. Глазунов и Шилов это такие брэнды, но попроси перечислить их картины - будут мяться, не вспомнят. А Васильева вспомнят и назовут чуть ли не всего.
О нем нужно говорить много и нетрадиционно. Пока преамбула.
Константин Васильев угадал две вещи. Во-первых, он понял, каковы будут мифы современной России. Искусство в массовом сознании русских будет олицетворять Достоевский, победу в войне - Жуков, а сама война будет иметь черты архетипического сражения былинных богатырей со сказочными чудищами. Русско-советский солдат приобретет у него черты тевтонско-арийского воина, роль остальных народов в победе будет уменьшена до нуля (победили, разумеется, славянские белокурые бестии), а музыка той войны представляет собою смесь Шостаковича и Вагнера. Васильев это осуществившийся в России Третий Рейх - славянское эстетическое сознание, полоненное германской мифологией.
Но отсюда, во-вторых, еще одна угадка Васильева. Он первый в русском искусстве представил то славяно-германское единство, которое реально существовало до крещения Руси и следы которого можно обнаружить в памятниках русского Севера (да хоть бы и в Старой Ладоге). Мифологическое сознание художника довело его до глубин исторической памяти, до той эпохи, когда не было еще представлений о варягах как о чем-то принципиально чуждом славянам.
В результате можно сказать, что провидение Васильева привело его в две различные эпохи - в докрещенскую Русь Рюрика и Олега и в нашу эпоху имен-брендов с ее увлечением нацистско-арийской символикой (о чем красноречиво говорит хотя бы фасон фуражек у современных российских офицеров). Васильев не был советским, православным, не был даже русским в имперском смысле этого слова. Не был он и почвенником-деревенщиком. Скорее даже можно назвать его ретро-западником. Его мироощущение в живописи сродни башлачевскому в поэзии: он обрабатывает фольклор, уже переваренный фольклористами, т.е. работает со вторичными мифами филологии и музыковедения. Результатом такой обработки, как правило, является китч. Но у Васильева происходит чудо: вместа китча, пользуясь только средствами театрального декоратора, он создает подлинные произведения искусства. Там, где не хватает ремесла, помогает та самая духовная сосредоточенность, то созерцание, о котором современные художники если и говорят, то с насмешкой.
В современной культуре искусство Васильева выживает не только как зеркало массового сознания, но и как указание на то прошедшее, которое поможет русскому человеку выйти из тупиков большевизма, царизма, нацизма и множества других отработанных маршрутов.
Tags: Размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

Recent Posts from This Journal