banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

"Двойная жизнь Вероники". Как обнаруживается истина

Вчера исполнилось 57 лет Збигневу Прейснеру, создавшему одну из лучших музыкальных тем европейского кино - тему дантовского Рая из "Двойной жизни Вероники". Посвящаю ему два следующих эпизода в этом журнале.

Никто, кажется, не писал о гносеологическом аспекте шедевра Кесьлёвского. В фильме показано, что такое истина и какими путями она обнаруживает себя.
В сознании французской Вероники есть проблема, которая ощущается ею смутно: "нас двое". Это проблема, связанная с ее существованием, т.е. экзистенциальная, которую нельзя обойти. Вероника даже не пытается ее определить - она просто живет ею. Вероника - молодая женщина с сильной интуицией, вербализация не ее конек. Первый способ доказательства истинности внутренней проблемы - бесстрастная фиксация объекта прибором. Фотоаппарат берет польскую Веронику в тот момент, когда сознание его владелицы дремлет. Затем появляется второй способ доказательства - интуиция кукольника, в ящике которого лежит не одна, а две похожие куклы. Но почему это так - он и сам пока не знает. Затем идет важнейшая для фильма сцена - сближение Вероники и кукольника. Обратим внимание на то, что режиссура и камера вместо того, чтобы имитировать мистическое познание, нарочито скользят по верхам. Кукольник узнает Веронику через ее вещи и случайно натыкается на фото ее польского двойника. И только тогда проблема Вероники обнажается: она начинает рассказывать кукольнику об ощущении двойного существования. Ее рассказ пробуждает художественную фантазию кукольника, который делает из проблемы Вероники прекрасную историю.
Но зададимся вопросом: для чего кукольнику так нужна Вероника? То, что он ставит эксперимент, придет ли незнакомая женщина на свидание, руководствуясь только шифром места встречи, это полная ерунда. Он и сам это прекрасно знает. Нет, она нужна ему как ключ к разгадке его собственной художественной задачи. У него две куклы, одна стоит, другая лежит, но он не понимает, какую историю ему рассказывают эти куклы. Вероника все ставит на место. Только через ее душу он может попасть в собственный художественный мир. Именно поэтому он, кукольник, а не сама Вероника, обнаруживает снимок двойника. Он находит его потому, что внутренне ищет. Вероника эмоциональна, но слепа, она не понимает, а только чувствует. Ее зрением становится кукольник Александр Фабри. Так проблема существования обнаруживает себя через интуицию художника и через подтверждение в эксперименте (фотоснимок).
Чему послужит добытая истина? Это большой вопрос. К несчастью, оба героя эгоистичны. Александру история двух Вероник нужна для славы, Веронике - для того, чтобы у нее была душевная жизнь (в психологическом отношении она просто питается ею, поскольку жизнь ее пуста). Польская Вероника оказывается никому не нужна как объективно бывший человек, ее вспоминают и тут же выбрасывают на помойку памяти. Ни у кого из героев нет ни желания, ни малейшего шанса подтвердить ее историческое существование.
Но истина все равно обнаружена.
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments