banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

4 апреля. 80 лет Андрею Тарковскому

У Тарковского доминировало правое полушарие мозга. Он исключительно чутко относился к звукам и картинкам, его восприятие было замедленным, он подолгу прокручивал одно и то же мгновение действительности, дробя его на какие-то наномоменты, состоящие из едва движущихся вещей. При этом слова у него вторичны. Его собственные сценарии прямолинейны и не изобилуют сюжетами. Если бы он создавал фильмы только на основе своих текстов, то они были бы примитивны и ходульны. Чужие сценарии он всемерно подправлял под свои основные мысли, среди которых было мало глубоких и значимых. Его мироощущение было мрачным и пессимистическим, что как раз свойственно людям с доминирующим правым полушарием. Перспективу он видел только в искусстве, т.е. именно в том, что существует помимо слов и неявным образом выражает внутренний мир человека.
Своими идеалами он считал Баха, Леонардо и Толстого. Бах был созвучен Страстями и жертвенной тематикой, его музыка содержит линию, существующую внутри круга. Это чрезвычайно важно для Тарковского как образ индивидуального Пути в общем круге жизни. Леонардо притягивает своей беспощадностью в изображении человека, тягой к обнаружению скелета как основы бытия. Толстой значителен подробностями жизни гордого человека и порывом уйти из мира.
Тарковский помнил, что его зовут так же, как апостола, крестившего Русь, и как князя Болконского. Болконская гордость, желание умереть, взяв свой Тулон. Одновременно желание заново крестить Русь через кинематограф.
В конце пути он пришел к нескольким важным для себя открытиям. Одно из них - возможность через сон проникнуть в будущее и затем показать этот сон и это будущее в кино. Именно так задуманы и сняты два последних фильма, но подступы к этому открытию были уже в "Сталкере". Второе - возможность сделать фильм действенным ритуалом, который повернет события истории в благоприятную сторону. В этом смысле "Жертвоприношение" - действительная жертва во имя предотвращения ядерной войны. То есть, в конце пути Тарковский уже маг.
Почему же он умер в 54 года? Прежде всего потому, что принес себя в жертву в последнем фильме. По сценарию, написанном еще в 84-м году, Александр болен раком. Но почему это произошло? Тарковский - самый большой почвенник в русском кино. Он просто не смог жить вне родной земли и традиции, которая его вскормила и дала ему лучшие образы фильмов. Возвратиться назад он не мог не только потому, что запрещали, но и потому, что назад он не смотрел. Жить вне России ему было невыносимо, поскольку правополушарному существу трудно воспринимать языки и законы чужих земель, оно может только ощупью двигаться по своему пространству-времени. Оставалось одно - уйти от мира совсем, уехать в такую Америку, где никто уже не достанет. Монашество было невозможно. Оставалась только смерть через огненную жертву. Самосожжение есть уже в "Ностальгии". Видимо, мысль об этом была достаточно навязчивой. Но вышло все по сценарию последнего фильма. Огненная жертва стала внутренней.
Правополушарность Тарковского - его сила и слабость. Он не мог бы стать поэтом или писателем, тем более востоковедом, как хотел вначале, поскольку мешала стесненность в слове и в формальной логике. Но для кино он один из величайших художников - по той причине, что словом его стал изобразительно-звуковой континуум, частью которого является человеческая речь. Власть над этим континуумом сообщила ему способность сновидца, пророка и привела к желанию стать магом истории. Логически мыслящий и здравомыслящий человек категорически не может находиться в такой позиции, потому что считает для себя роль пророка и мага как минимум несерьезной. Но правополушарный не будет даже задумываться о таких вещах. Для него существуют образы, звуки, мысли, но не философские категории. Науке он не сильно доверяет, искусство предпочитает как способ более непосредственного договора с первоначалами мира.
Поэтому Тарковский всегда будет интересен не только как художник, но и как проводник в те области, куда разум не позволит нам проникнуть.
Tags: Календарь
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…