Но я, кажется, не об этом хотел написать. Музыка Моцарта прекрасна, спору нет. Но содержание (артисты пели по-русски) заставляет задуматься. Не о масонских обычаях XVIII века, а совсем о другом. В финале оперы Тамино и Папагено получают свои подарки: Тамино - духовную любовь и посвящение, Папагено - невесту, плотскую любовь и размножение. Я подумал: а ведь оба идеала в наше время совершенно не ценятся обществом. Люди не хотят семьи и детей (одного хотят многие, двух - некоторые, но детей...) и им совершенно не ведома тяга к истине, к духовной свободе. Радикально изменился общественный идеал? Миром правит Царица Ночи? Папагено хочет вина - общество уже не хочет вина, оно все перепробовало и здесь, и в чужих странах. Тамино хочет прекрасного образа Памины - общество не видит никакого прекрасного образа. Зарастро смешон со своими испытаниями и солнечным культом, его, пожалуй, обвинили бы сейчас в тоталитарном сектантстве. По этой причине опера-мистерия играется как сказка, никто не ждет просветления, все сосредоточены на цирковом действе и подмурлыкивающей ему музыке.
Папагено идет по парапету, исполняя выходную арию
Царица Ночи
Тамино, Волшебная флейта и укрощенный Лев