banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Игра в бисер по Сервантесу

Волгинская передача сегодня была весьма содержательной. Все было правильно сказано про амбивалентность образа, про соединение трагического и комического, про донкихотство русских революционеров...
Но две темы не прозвучали. Позволю себе здесь их озвучить.
Во-первых, в чем причина комичности Дон-Кихота? В том, что пожилой человек захотел совершать юношеские подвиги. И в том, что человек позднего времени ведет себя как герой романов времени более раннего. То есть, комичность Дон-Кихота заключена в его двойном несоответствии времени - возрастном и историческом.
Во-вторых, в чем причина глубокой трагедии героя? Она вот в чем. Дон-Кихот это абсолютное проявление свободной воли, не учитывающей порядок вещей как таковой. Он порывает с метафизикой ради торжества превратно понятых сословных идеалов. Красноречивее всего здесь эпизод с освобождением каторжников. Почему они после освобождения бьют своего спасителя? Потому что на самом деле их свобода только внешняя. Им некуда бежать, поскольку они закованы в осознание своей вины гораздо сильнее, чем в кандалы и колодки. Когда Дон-Кихот снимает с них кандалы, то он даже не понимает, что не в состоянии отпустить грехи. А это главное, чего они ждут от жизни. И вот поэтому-то в конце романа Дон-Кихот становится Алонсо Кихано Добрым и раскаивается в том, что сделал. Один милый маленький пустячок - в своих странствиях он не учел Господа Бога, решив, что миловать и карать очень просто и что это может сделать любая свободная личность. И тут неожиданно проступила заповедь: не судите - да не судимы будете. Алонсо Кихано осудил сам себя за свое дерзновение судить других. Осудил и умер. И так будет со всяким безбожным крестоносцем, поклоняющимся выдуманной им Даме. Он судит, но не любит, и постепенно засыхает от недостатка подлинной любви.
Здесь причина того, почему роман Сервантеса можно рассматривать как роман о человеке вообще. Любой, кто выступает против кажущегося ему зла, осуждает других людей, не понимает глубины Промысла и предопределения. Вследствие этого он безумствует. А когда прозревает - горько раскаивается в том, что по неразумию или по фанатизму натворил. Это касается абсолютно всех людей. Поэтому роман Сервантеса и продолжает быть, как сказал Пастернак о Библии, записной тетрадью человечества.
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments