banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Письмо о гуманизме-5

 Теперь поговорим о личности. Когда современные европейцы начинают подымать голос в защиту прав личности, им и в голову не приходит, что никакой личности в Европе давно уже нет, поскольку потеряно христианство. Имеют же в виду индивидуума, самого что ни на есть античного, только без рабовладельческой нагрузки. Этот индивидуум волен поступать с собой как он хочет (вплоть до самоубийства, аналог чему теперь узаконенная эвтаназия), а подчиняется он только внешним законам полиса, не позволяющим ему грабить соседей (впрочем, если соседи не исповедуют полисную демократию, то они плохие и грабить можно). Разве такой человек может называться личностью? Вспомним, что личность сперва есть лик воплощенного Бога, единого в трех лицах (никейский символ), а затем лик человека как твари, созданной по образу и подобию лика Божия. Следовательно, понятие личности предусматривает теснейшую связь между человеком и воплотившимся Богом, и никакой свободы в отсутствии Бога личность иметь не может. То есть, когда человек осознает себя в связи с Богом и действует в соответствии с заповедями Божьими - только тогда он и соответствует самому понятию личности. Ни в иудаизме, ни в буддизме, ни в исламе личности нет и быть не может, потому что там нет представлений об образе Бога. В исламе Бог есть субстанция, или попросту вещь. В буддизме и вовсе нечто имперсональное. А иудейский Бог оборотничает, все во что-то превращается, но истинного лика своего не показывает. Вывод простой и ясный: вне христианства личности нет и быть не может.

Стало быть, нужно говорить об уникальности индивидуального существования человека. Найти эту уникальность ох, как непросто. Люди носят одинаковые имена и фамилии, их отчества могут совпадать, даты рождения могут сходиться, они могут быть двойниками друг друга. Так что на внешний взгляд два человека могут показаться одним, а из одного сознание фантазирующего хронолога запросто сделает несколько (обратитесь за рецептом к Фоменко). Свою уникальность, атомарность человек ощущает только внутри себя. Для мира-то он не уникален, уже были и еще будут такие, как он. А для самого себя человек драгоценен и неповторим. И это значит, что им обретена какая-то новая основа индивидуального бытия - бытие в связи с самосознанием. Но что является источником этого самосознания? Что говорит человеку, что он не татарин, не москвич, не служащий, не сын Габдуллы, а именно он сам, вне всего привнесенного миром? Об этом говорит ему коллективный опыт человечества, позволяющий быть собой, не переставая быть много кем еще. Следовательно, уникальность индивидуального существования человека после утраты связи с Богом (т.е. после гибели человека как личности) стала возможна лишь благодаря бытию в культуре. А это тоже другая история. 

Tags: Размышления
Subscribe

  • Сон о рассказе

    Во сне увидел, что пишу рассказ. Человек по фамилии Кысомуров очень любит собак, а кошек не любит, и потому хочет поменять фамилию на какую-нибудь…

  • Осирис и поэзия

    Днем читал на истфаке лекцию для первокурсников по истории Египта в эпоху великих пирамид. Ближе к вечеру узнал из сети про скандал двух поэтов.…

  • Сон со Шкловским

    Всю ночь со Шкловским. Ходили по зимнему лесу. Он был лет 60 на вид и сказал мне: " До 30 лет жизнь очень подробна. Потом можно писать по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Сон о рассказе

    Во сне увидел, что пишу рассказ. Человек по фамилии Кысомуров очень любит собак, а кошек не любит, и потому хочет поменять фамилию на какую-нибудь…

  • Осирис и поэзия

    Днем читал на истфаке лекцию для первокурсников по истории Египта в эпоху великих пирамид. Ближе к вечеру узнал из сети про скандал двух поэтов.…

  • Сон со Шкловским

    Всю ночь со Шкловским. Ходили по зимнему лесу. Он был лет 60 на вид и сказал мне: " До 30 лет жизнь очень подробна. Потом можно писать по…