banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Высоцкий и трюки

 Только недавно я заметил, что в кино Высоцкий не выполнял никаких трюков. Простое вроде бы наблюдение, но отнюдь не очевидное.

Высоцкий всегда казался богатырем, способным виртуозно владеть телом. Известны выполненные им акробатические упражнения. На сцене он мог легко встать на голову или сделать “крокодила” на одной руке. Но в кино все иначе. Его акробатическая статика, необходимая для сцены, там не требовалась, а с динамическими трюками у него явно были какие-то проблемы. В фильме «Вертикаль” Высоцкий не идет с основной группой в горы, а остается внизу, в лагере, где его постоянно показывают сидящим в палатке. В “Хозяине тайги” он сидит со связанными руками на спокойной лошади, которая затем медленным шагом идет от камеры. В “Служили два товарища” он сидит на лошади, которую держат два человека, и последующего бега этой лошади мы не видим. В следующем эпизоде скачущий офицер Брусенцов снят на дальнем плане (скорее всего, это дублер). В последнем эпизоде он ведет лошадь под уздцы. Даже фехтование Высоцкого под большим вопросом: в “Маленьких трагедиях” он закалывает Дон Карлоса с третьего удара, причем не показано, куда именно попадает Дон Гуан, поскольку его противника не захватывает камера. В сказе про арапа фехтование дано на дальнем плане, опять дублер. Единственный трюк, который явно выполнил сам актер, - карабкание с невысокого балкона вниз в “Интервенции”. Интересно, что камера в кино любит снимать Высоцкого крупным планом, очень редко можно видеть, как он идет и вообще как он движется в кадре (это могло быть связано с его невыигрышностью на фоне более высоких партнеров). Исключение составляет опять же “Интервенция”, где он максимально пластичен и даже танцует. Драки Высоцкого – всегда драки на месте, без разворотов и долгих перебежек. Вообще бегущего Высоцкого в кино, кажется, нет совсем. Поразительно, но в детективе «Место встречи изменить нельзя”, где, казалось бы, открыт простор для всевозможных трюков, его Жеглов чаще всего сидит на месте или стоит, никогда не бегает (в сценах погонь показано только его лицо), стреляет из статичного положения с машины. Двигается характер, темперамент, но не его тело.

С чем же связана эта экономия своего тела в кадре? Вероятно, с памятью о травме, полученной в совсем юные годы на съемках фильма «Штрафной удар”. Тогда 24-летний Высоцкий неудачно выполнил перескок с лошади на лошадь, упал, был загипсован и потому избежал призыва в армию (который, впрочем, не повторялся). С тех пор он предпочитал не рисковать в кадре. Но была, должно быть, еще одна причина. Высоцкий был дружен с Евгением Урбанским. Он взял гитару в 60-м году, чтобы исполнять песни из репертуара Урбанского и даже некоторое время подражал ему. То, что трюки в исполнении Высоцкого совершенно исчезают из фильмов 70-х годов, могло быть связано с впечатлением от гибели Урбанского в 1970 г. на съемках фильма «Директор”.

Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments