banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

25 октября. Вишневская

Для меня Галина Вишневская это прежде всего Голос из Бразильской бахианы Вила-Лобоса. Так же страстно и остро исполнила она "Песни и пляски смерти" Мусоргского. В опере лучшая ее работа - Катерина Измайлова. Вишневской лирика дается хуже, чем трагический гротеск. В романсах Чайковского она мастер, но не более: не хватает протяжного, плавно льющегося чувства. В роли Татьяны то же самое. Не веришь, что эта девушка будет годами таить свою страсть, что она робка и застенчива. Тем и хороша партия Вила-Лобоса, что от протяжного пения она внезапно уводит в экстатический порыв, в аффект, в сумасшествие, а потом возвращает к спокойному течению голоса. Перепад чувств - это для Вишневской.
Если говорить о биографии, то можно предположить такую странную штуку: без Ростроповича жизнь Вишневской была бы совсем другой. Вряд ли сама она стала бы прятать у себя на даче опального писателя или писать записку правительству. Скорее всего, вышла бы замуж за партийного чиновника. Интересно, что такой поворот в ее судьбе уже проглядывал. Но она, словно почуяв возможную золотую клетку, повела себя как булгаковская Маргарита. Вышла за Мастера, которого ей пришлось спасать всю его жизнь, разделяя его сумасбродства, порывы, прикрывая его импульсы своей житейской мудростью и цыганским душеведением. Без нее Ростропович спился бы с тоски в Советском Союзе 70-х. Без нее очень многие острые углы его поведения не были бы смягчены и стали причиной боли. Несомненно, что без нее ему труднее было бы общаться с королями и банкирами. Она многое умела делать за него в его пользу.
Но это не значит, что она согласилась быть в его тени. Нет, она соревновалась с его славой, ревновала к ней. Об этом свидетельствует ее неописуемый поступок весны 2007-го, когда, бросив умирающего мужа, она бросилась брать свой Тулон в Чечне, на съемках у Сокурова. А когда он спросил, почему она покидает его в такой момент, она - именно в тот самый момент - ответила: у тебя же был август 91-го, я тоже так хочу. Болконский характер.
По натуре она даже не политик, а полководец. Но смирённый христианством, научившийся прощать. Ее жизнь стоит целого собрания поучений. Поэтому я стараюсь смотреть все фильмы о ней, слушать ее воспоминания и изречения. Что-то есть в ней такое, что выше Большого театра, Парижа, Нью-Йорка, парадных приемов, правительственных наград. Девочка из блокады, пережившая на своем веку множество потопов. И во всех не только уцелевшая, но и приумножившая себя. Вот, пожалуй, это. Искусство правильного распоряжения собой. Это завораживает. В этом суть нашего интереса к Вишневской.
Tags: Календарь
Subscribe

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments