Да, я значительно расширяю понятие религиозности. Она может пониматься как желание связи с Иным во всех его аспектах. Религиозность это функция сознания, и самосознания в первую очередь. Если человек определяет себя как себя и свое настоящее как момент "здесь-и-теперь", то он будет стремиться к диалогу с прошлым и попытается представить будущее. "Жить только сегодняшним днем" это и означает быть безрелигиозным. Хотя это утопия, так жить в полном смысле слова не может никто. У всякого есть память, каждый или почти каждый планирует свою жизнь. Любое стремление к мысленному или чувственному соединению с тем, что не есть сегодняшний день (с предком, с эпохой, с поэтом, со зданием), уже есть сознательно проявляемая религиозность в ее исконном смысле - соединение, воссоединение с Иным. Чтение древних текстов есть именно религиозность. Это хорошо понимали египтяне, для которых любой чтец надписи на гробнице был заупокойным жрецом умершего. Религиозность не сводится к понятию ценности (ибо ценности могут находиться и в сегодняшнем дне, так что с ними не нужно специально устанавливать связь). Но она и не сводится к понятию святости в оттовском смысле das Heilige, т.е.к святости ужасающей, восторгающей и принижающей адепта. Религиозность это разговор с тем, что первичнее и больше, нежели чем ты сам. Например, с книгой. Желание жить в мире книги - самая настоящая религиозность. Меня тут же спросили: а в мире компьютерной игры? Я сделал поправку. Компьютерная игра создается современником на языке современности, в старые компьютерные игры вряд ли кто-то еще играет. Играя, ты не выходишь за пределы сегодняшнего дня (даже если это игра с потугой на футуризм). Книга же соединяет с прошлым, с будущим, с тем, чего нет. Вот, собственно, формула религиозности, она в стихах Гиппиус: "Мне нужно то, чего нет на свете, чего нет на свете". Но без такого стремления нет человеческого сознания, нет никакого осмысления самого жизненного процесса. А это означает, что человек разумный, мыслящий, человек исторический есть в том числе и Homo religiosus.
Пояснение
Да, я значительно расширяю понятие религиозности. Она может пониматься как желание связи с Иным во всех его аспектах. Религиозность это функция сознания, и самосознания в первую очередь. Если человек определяет себя как себя и свое настоящее как момент "здесь-и-теперь", то он будет стремиться к диалогу с прошлым и попытается представить будущее. "Жить только сегодняшним днем" это и означает быть безрелигиозным. Хотя это утопия, так жить в полном смысле слова не может никто. У всякого есть память, каждый или почти каждый планирует свою жизнь. Любое стремление к мысленному или чувственному соединению с тем, что не есть сегодняшний день (с предком, с эпохой, с поэтом, со зданием), уже есть сознательно проявляемая религиозность в ее исконном смысле - соединение, воссоединение с Иным. Чтение древних текстов есть именно религиозность. Это хорошо понимали египтяне, для которых любой чтец надписи на гробнице был заупокойным жрецом умершего. Религиозность не сводится к понятию ценности (ибо ценности могут находиться и в сегодняшнем дне, так что с ними не нужно специально устанавливать связь). Но она и не сводится к понятию святости в оттовском смысле das Heilige, т.е.к святости ужасающей, восторгающей и принижающей адепта. Религиозность это разговор с тем, что первичнее и больше, нежели чем ты сам. Например, с книгой. Желание жить в мире книги - самая настоящая религиозность. Меня тут же спросили: а в мире компьютерной игры? Я сделал поправку. Компьютерная игра создается современником на языке современности, в старые компьютерные игры вряд ли кто-то еще играет. Играя, ты не выходишь за пределы сегодняшнего дня (даже если это игра с потугой на футуризм). Книга же соединяет с прошлым, с будущим, с тем, чего нет. Вот, собственно, формула религиозности, она в стихах Гиппиус: "Мне нужно то, чего нет на свете, чего нет на свете". Но без такого стремления нет человеческого сознания, нет никакого осмысления самого жизненного процесса. А это означает, что человек разумный, мыслящий, человек исторический есть в том числе и Homo religiosus.
-
Умер Аластор Ливингстон
18 января от COVID-19 умер ассириолог из Бирмингема Аластор Ливингстон (Alasdair Livingstone). Ему было 66 (29.01.1954-18.01.2021). Год назад…
-
Страничка из дневника. Доклад В.С.Стёпина в СПбГУ
"11-го марта 2004 г. в два часа дня на Философском факультете Петербургского университета состоялся доклад В.С.Степина о необходимости философии…
-
Севир Борисович Чернецов в моей жизни
В преддверии конференции памяти выдающегося эфиописта С.Б.Чернецова, которая состоится завтра в Кунсткамере, хочется сказать несколько слов об этом…
- Post a new comment
- 18 comments
- Post a new comment
- 18 comments
-
Умер Аластор Ливингстон
18 января от COVID-19 умер ассириолог из Бирмингема Аластор Ливингстон (Alasdair Livingstone). Ему было 66 (29.01.1954-18.01.2021). Год назад…
-
Страничка из дневника. Доклад В.С.Стёпина в СПбГУ
"11-го марта 2004 г. в два часа дня на Философском факультете Петербургского университета состоялся доклад В.С.Степина о необходимости философии…
-
Севир Борисович Чернецов в моей жизни
В преддверии конференции памяти выдающегося эфиописта С.Б.Чернецова, которая состоится завтра в Кунсткамере, хочется сказать несколько слов об этом…