banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Пояснение

для тех, кто слушал мою вчерашнюю лекцию о религиозности и полчаса задавал вопросы.

Да, я значительно расширяю понятие религиозности. Она может пониматься как желание связи с Иным во всех его аспектах. Религиозность это функция сознания, и самосознания в первую очередь. Если человек определяет себя как себя и свое настоящее как момент "здесь-и-теперь", то он будет стремиться к диалогу с прошлым и попытается представить будущее. "Жить только сегодняшним днем" это и означает быть безрелигиозным. Хотя это утопия, так жить в полном смысле слова не может никто. У всякого есть память, каждый или почти каждый планирует свою жизнь. Любое стремление к мысленному или чувственному соединению с тем, что не есть сегодняшний день (с предком, с эпохой, с поэтом, со зданием), уже есть сознательно проявляемая религиозность в ее исконном смысле - соединение, воссоединение с Иным. Чтение древних текстов есть именно религиозность. Это хорошо понимали египтяне, для которых любой чтец надписи на гробнице был заупокойным жрецом умершего. Религиозность не сводится к понятию ценности (ибо ценности могут находиться и в сегодняшнем дне, так что с ними не нужно специально устанавливать связь). Но она и не сводится к понятию святости в оттовском смысле das Heilige, т.е.к святости ужасающей, восторгающей и принижающей адепта. Религиозность это разговор с тем, что первичнее и больше, нежели чем ты сам. Например, с книгой. Желание жить в мире книги - самая настоящая религиозность. Меня тут же спросили: а в мире компьютерной игры? Я сделал поправку. Компьютерная игра создается современником на языке современности, в старые компьютерные игры вряд ли кто-то еще играет. Играя, ты не выходишь за пределы сегодняшнего дня (даже если это игра с потугой на футуризм). Книга же соединяет с прошлым, с будущим, с тем, чего нет. Вот, собственно, формула религиозности, она в стихах Гиппиус: "Мне нужно то, чего нет на свете, чего нет на свете". Но без такого стремления нет человеческого сознания, нет никакого осмысления самого жизненного процесса. А это означает, что человек разумный, мыслящий, человек исторический есть в том числе и Homo religiosus.
Tags: Размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments