?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Статья в "Вопросах философии" 8
banshur69
Господа!

Моя статья "Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса)" вышла В Вопросах философии за август, но не была размещена в сети по адресу http://vphil.ru/. Между тем, если что и обсуждать, то ее. Желающим предлагаю скачать статью по адресу http://www.rapidshare.ru/2708447
Жду комментов по поводу прочитанного.

UPD.: Опубликована на http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=372&Itemid=52

  • 1
Скачала. Только сейчас читать некогда. Улетаю завтра утром.

Очень коротко просмотрел и очень коротко отвечу:

-- да, закон сохранения универсален; однако последствия из него в равновесных и неравновесных системах разные.

-- Ваша Таблица, взаимоотражающая этапы истории до и после 0 года новой эры ведет к заключению, что история близится к концу - когда отразится самое первое начало, и больше отражаться будет нечему.

-- и наконец, интересно будет обдумать, как появление "неизвестных" старых текстов сопрягается с переосмыслением известных. Потому что тех чувств, которые испытывал современник Пушкина читая Онегина, Вы никогда не испытаете, как бы ни была подробна Ваша погруженность в эпоху. Потому что "...надев широкий Боливар..." было о том, чем сегодня мы считаем Каддаффи или бен Ладена. Через 200 лет комментаторы опишут, кто были эти люди, но не исключено что смысл комментариев будет звучать примерно так - "...Брежнев - второстепенный политический деятель эпохи Пугачевой..."
Как сейчас все знают Бенкендорфа, попавшего в вечность как репейник на лосинах Александра Сергеевича.
---
Извините - убегаю.

если позволите - неточность: якобы "иудейская интенция к рассмотрению исторического процесса как бесконечного развития" (с.47), как и любое другое "общее место" современных нам представлений о времени истории, которое Вы рассматриваете, "всецело является достоянием новоевропейской культуры" (с.50), ни иудаизм, ни буддизм, ни христианство или ислам, ни (сколько могу судить) любые другие религии (включая религию светлого будущего - коммунизма) не рассматривают время земной жизни (истории, то есть) как бесконечное, там оно всегда есть движение к некоей конечной цели; ещё, пожалуй, стоило бы разграничить "идеологический" и "утопический" интерес к прошлому, имея в виду известную дихотомию К.Маннгейма - это совсем не одно и то же

Edited at 2011-09-08 05:34 am (UTC)

В буддизме "сансарическое" время как раз бесконечно (вернее, если точнее, то "безначально").

...однако пребывание в нём (а это и есть биография, если речь идёт о человеке, или "исторический процесс", если о всех нас), сколько понимаю, конечно, более того - имеет направленность и финал, представление же об историческом процессе как бесконечном развитии - сравнительно недавнее достижение, связанное с появлением классической механики и всяким таким

В Индии, если судить по доступным текстовым материалам (Эпос, Пураны), "поступательное развитие" времени предполагает скорее его качественную деградацию. "Регресс", если угодно.

Кстати, человек в индийском традиционном сознании вообще не выделяется особо, являясь лишь одним из класса живых существ наряду с животными, богами, демоническими существами и проч. Буддийская Абхидхарма вообще внесла свои коррективы, классифицировав типы "участей" живых сансарических существ на 5(/6) "уделов", связанных с типом восприятия и проч.

это, наверное, всё так, но мы вроде бы обсуждаем моё замечание относительно неточности, содержащейся в исходном тексте

Наверное, я отвлёкся на интересные мне самому частности -- профессиональная болезнь :)

нет, спасибо, Ваши замечания о, так сказать, "эсхатологической перспективе" буддизма для меня чрезвычайно интересны и важны

слышал я ещё от кого-то, что однажды (к слову, в полном соответствии со вторым началом термодинамики) настанет такой момент, когда все живущие либо достигнут нирваны, либо обратятся в животных, растения и камни, это и будет пресловутый "конец истории", не знаю, впрочем, так ли на самом деле учит буддизм

Edited at 2011-09-10 04:25 am (UTC)

"Достижение нирваны всеми существами" постулировано обетами бодхисаттвы, как desideratum. Если думать логически, в этом бесконечно удалённом "эсхатоне" должен по идее наступить конец истории и времени. Но ни в одном мне известном буддийском тексте об этом ничего не говорится. Также и наши профессора-буддологи, с которыми доводилось на эту тему говорить, тоже в недоумении. Традиция на этот счёт попросту молчит.

раз традиция вкупе с профессорами молчит, то и моя экзегеза допустима - пока не доказано обратное

Вероятно. Но это будет допущение на уровне вольного фантазирования по заданной теме. Хорошо бы спросить учёных носителей традиции, что я в октябре и попытаюсь сделать :)

всякая экзегеза есть "допущение на уровне вольного фантазирования по заданной теме", существенно то, допустима ли она или нет, а в данном случае это пока вопрос, так что не торопитесь с оценками :)

>>>Во-вторых, неограниченность и бесконечность прогресса входит в противоречие с принципом сохранения энергии (точнее, с первым началом термодинамики): «Ничем не ограниченный, вечный прогресс (предполагающий, конечно, затрату энергии), есть случай вечного двигателя и противоречит этому основному закону природы.

первое начало термодинамики - это принцип сохранения энергии, а второе начало - невозможность создания вечного двигателя. поэтому, приведенная цитата не точна: какому же принципу противоречит прогресс?

но это не главное. цитата не верна по сути, так как, автор, по всей видимости, путает понятия энергии и энергоресурса. энергия сохраняется в любом случае, и с прогрессом и без него. в процессе прогресса человек получает возможность:
1. использовать вновь открытые энергоресурсы
2. преобразовывать один вид энергии в другой.

при этом, энергия не "затрачивается", а преобразовывается из одного вида в другой. затрачиваются энергоресурсы. отсюда, можно говорить о том, что прогресс ограничен доступным количеством энергоресурсов (а не энергии), но это к термодинамике уже имеет мало отношения.

есть еще один тонкий нюанс, связанный с термодинамикой и прогрессом. это так называемый принцип "роста энтропии и тепловая смерть вселенной". если принять, что прогресс - это, в некотором смысле, увеличение степени упорядоченности системы (уменьшение хаоса), а сама природа так устроена, что во всякой упорядоченной системе естественным образом умножается хаос, в результате чего система распадается, то да, прогресс противоречит термодинамике. прогресс - это заплыв против вселенского течения хаоса :)

Статья очень интересная! Продолжаю изучать.
Крошечное замечание по ходу дела ad hoc, о меньшем интересе Европы к тибетскому наследию, нежели к индийскому:
Оно и понятно, по-настоящему самостоятельное в тибетском наследии европейцы начинают открывать лишь в последние десятилетия. До первой половины 20 в. Тибет для европейских исследователей был лишь замшелой сокровищницей, где сохранились важнейшие памятники индийской (специально буддийской) словесности, в самой Индии утраченные. И сам тип религиозной культуры и образования, а также искусства в Тибете во многом заимствован из древней или средневековой буддийской Индии.

Статья очень интересная, заставляющая размышлять о многом и в целом позитивная. Т.е. как бы понимаешь, что по-любому все идет к логичному завершению, причем в довольно короткие сроки. Но вот почитаешь такую статью и сразу жить хочется)) Идея с зеркальным отражением понравилась больше, чем с заимствованием у живых соседей: Африки как бы нет и не было совсем... А монголы, турки, австралийцы, наконец?

Очень странный вывод. Ничего к концу не идет, европейская мысль будет раскапывать новые ресуроы исторической памяти (отчасти и благодаря лично Вашей работе) и делать их своими концептами. Мы еще даже не на середине метаисторического раскопа, ближе к верхним слоям.
Что касается соседей, то Африка, за исключением современного французского искусства, действительно пока не состоялась, ждет своей очереди. Австралийцы не дали концептов (кроме слов абориген и бумеранг), в отличие от полинезийцев и индейцев. О монголах нечего и говорить, их категориями европейская культура не мыслила никогда.

Планета перенаселена, ресурсы в критическом состоянии и продолжают растрачиваться хищнически, в людской среде потребительский подход, стремление к наживе превалирует над другими ценностями – это основные «достижения» прогресса. В плане новых ресурсов исторической памяти, мы действительно «подкапываемся» сейчас к энеолиту и неолиту. И если допустить, что со временем на нас, хоть в какой-то мере, отразится подход и отношение первобытного человека к природе, в том числе его забота о восполняемости ресурсов, то боюсь, это будет слишком поздно и совсем не благодаря развитию европейской мысли, поскольку оно принципиально не меняет оьщей направленности «прогресса». Такое время наступит после глобальной экологической катастрофы, когда выжившим людям придется резко изменить отношение к жизни, переосмыслить главные ценности.
В отношении второго пункта, упустила из виду, что мы говорим о культурной памяти европейцев, Россию в расчет не берем. В российской культурной памяти столкновения, взаимодействие с кочевниками безусловно оставили свой отпечаток. В отношении же отражения арабского влияния в европейской культуре, я бы все-таки говорила о влиянии мусульманского мира в целом, не только арабов.

Ой! Т.е. мы возвращаемся опять к идее потопа и единичному спасению праведников. Это я про "глобальную экологическую катастрофу". Воистину ничто не ново в этом мире. В отличие от Вас я не верю в "торжество разума", какое-то имеющее смысл для судьбы человечеста развитие европейской мысли, хотелось бы, но не верю. И думаю, что спасти человека может только чудо или Бог, высшие силы. Вот такой вот фатализм. Наверное, на Востоке заразилась и от Востока.

  • 1