banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

15 августа. 50 лет со дня смерти Обуховой

Вот дата, о которой сегодня мало кто вспомнит.
Обухову люблю с детства, с первых услышанных по радио концертов, с бабушкиных патефонных пластинок, с уроков музыки в капелле, с телепередач с участием Ивана Семеновича Козловского. Она одно из моих божеств.
Странным образом судьба свела меня с ней и в науке. Мой учитель клинописи Ростислав Антонович Грибов - племянник Надежды Андреевны. Он рассказывал, что в 15 лет впервые поехал в Москву, мать отправила его пожить у тетки. Квартира была скучная, одни фотографии по стенам да рояль. Тетка чопорная, скучная, вечно занятая, постоянно то на радио, то в филармонии. Тетка много раз хотела заговорить с ним, но он убегал от разговора в разные интересные места. А музыку не понимал совсем, не слушал и поэтому на музыкальные темы не говорил. "А что, она действительно хорошо пела?" - спрашивал Ростислав Антонович у меня. Я отвечал, что лучше нее меццо не бывает. Он кивал и переходил на другую тему.
Бабушка по отцу, Антонина Константиновна, видела Обухову в Феодосии, где та каждое лето отдыхала в компании стареньких верующих приятельниц. Бабушка отзывалась о ней весьма надменно: дескать, слишком просто одевалась, была какая-то неухоженная и вообще - простая. Голос Обуховой, правда, любила. Рассказала бабушка и о смерти Надежды Андреевны. Она умерла в Феодосии прямо в то время, когда ей делали ЭКГ. Сердечный приступ и диабет...
Мой отец ее боготворил и любовь свою передал мне. В Контакте я собрал практически все известные записи и две киносъемки, милости прошу по адресу http://vkontakte.ru/club6313062.

А теперь послушаем И.Л.Андроникова:

"Обухова — великой лирической силы поэт, чей талант выразился не в сочинении стихов, не в сочинении романсов, а в исполнении стиха и романса. И многое из того, что поют и пели другие, открыла только она — только она превратила скромные любительские романсы в высокие образцы лирической музыки. И когда думаешь, что мы каждый раз присутствовали не при исполнении, а при создании нового поэтического творения, яснее становится, почему все замирало, потрясенное ее пением, почему зал задумывался, отрешенный ото всего, кроме этого голоса, и слезы текли без горечи, от сознания сладостной силы искусства.

И тогда в душе открывалось, что она одной крови с Пушкиным и Чайковским, с Глинкой и Лермонтовым, Тютчевым и Рахманиновым, и уже не удивляло, что музыкально немудреные вещи: «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Песня косаря», «Не шей ты мне, матушка», «На заре ты ее не буди» — подняты ею до высочайших вершин лирики, неповторимой, неподражаемой, ибо это поэзия в высшем ее значении, соседствующая с трагедией и выражающая все разнообразие и всю глубину человеческих чувств.

Голосов, и прекрасных голосов, и певцов прекрасных много на свете — они были, есть, будут. Они увлекают, приводят в восторг, доставляют неизъяснимое наслаждение. Пока вы их слышите! А в воспоминании радуют! Голос Обуховой потрясает. Даже в воспоминании! Он живет в сердце и в памяти, как поэзия, как сама музыка! И когда слышится, словно сквозь сон, в сутолоке будничных дней: «О, засни, мое сердце, глубоко…», собственное твое сердце испытывает судьбу того сердца и ее сердца. И в этом великом слиянии многих сердец — сердца певицы и ее восхищенных слушателей — и таится, наверное, непостижимая загадочность очарования Надежды Андреевны". http://muzruk.info/?p=6538


Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments