banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Гачев. Самая тяжелая потеря года



http://www.youtube.com/watch?v=wFgnUufQAis (документальный фильм из цикла "Острова" (2002)
http://nilogov.livejournal.com/599761.html (похороны Гачева)

Даже на фоне смерти Солженицына и Айтматова, Бехтерева и Мордюковой смерть Гачева выглядит особенно невосполнимой потерей. Она потрясает и сокрушает своей нелепостью: почти в 80 лет человек, прошедший огни и воды XX века, погибает на железной дороге недалеко от дома, и погибает не от колес электрички, а от струи воздуха, которая буквально сдувает его со света, приподняв и с силой бросив на землю. Это античный конец. Так странно погибали только греческие философы (Эмпедокл, Гераклит, Архимед), да и то не все.
И вот Гачева нет, и мы даже не представляем себе, что потеряли. Ушел не филолог (хотя он был доктором филологических наук), не историк, не философ. Мы потеряли ЭТНОЛОГА И КУЛЬТУРОЛОГА, основателя нового направления в науке. Обычные этнологи изучают то, что видят, то, что перед ними - вещи, обычаи, песни. Гачев изучал то, что в голове - мыслеобразы, которые складываются у народов при их размышлении о самих себе. Говоря научно, он изучал АВТОСТЕРЕОТИПЫ НАРОДОВ МИРА, данные через: а) конкретные смыслы терминов, б) идеи науки и философии, в) образы искусства, г) быт.
Гачев растет из трех корней. Первый его корень - Шпенглер, изучавший стили культуры и первым описавший прасимволы различных народов. Гачев повернул тему иначе: вместо стилей, т.е. готового произведения, изучал то, что обуславливает их появление, т.е. мироощущение народа. Это к вопросу о ЧТО. Второй корень Гачева - Розанов. Именно розановская манера исследовать предмет и себя в момент его изучения привела к особой гачевской манере ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ, к особой специфике подачи материала, когда личная жизнь автора провоцирует мысли о предмете и описывается синхронно с самим его исследованием. Однако розановская подача материала у Гачева совершенно исключает розановскую интонацию страдальческой жалобы на жизнь. Гачев оптимистичен, и третий его корень - языковой и интонационный - это Андрей Белый эпохи "Глоссолалии".  Язык, изобилующий неологизмами, острый, вычурный и дерзкий, новый язык, которым только и может быть описана открытая новая реальность. Это к вопросу о КАК.
Метод Гачева прост. Каждая культура относится к одному из четырех типов КОСМОСА: космос бытия (Запад), космос при-бытия (Америка), космос пре-бытия (Восток) и космос у-бытия (Россия). Каждая культура есть КОСМО-ПСИХО-ЛОГОС, т.е. триедннство ландшафта, национального характера и художественного стиля. В каждой культуре выделяется ПРИРОДИНА (Природа + Родина), КЕСАРЬ (государство, верх) и НАРОД (низ). Каждая культура состоит из четырех элементов, расположенных по-разному, т.е. с различным преобладанием этих элементов. Все, что дальше - мельчайшие детали, собранные из сотен разрозненных источников. И вот здесь-то нас и поджидает величайшая скорбь.
Методом Гачева мог пользоваться только сам Гачев. Его мышление было ассоциативным, детали, которые он усматривал и соединял, не давались больше никому. Поэтому описание национальных образов мира остается незаконченной и совершенно открытой системой. Гачев успел очень немного, им описана вся Европа, часть Центральной Азии, США, в набросках исламский мир и все. Кто же будет описывать по методу Гачева Африку, Полинезию, Амазонию и остальную территорию Земли? Вот в чем вопрос.
Гачев не досказал. Причем не досказал он не главное, а именно детали, которые давались ему одному. Думаю, что в будущем должны появиться Гачевские чтения, на которых его интуитивистский взгляд будет корректироваться, а открытые им закономерности будут активно проверяться и дополняться учеными многих специальностей. Но совершенно ясно, что неповторимая гачевская манера мышления ушла от нас навсегда. С уходом большого мыслителя мир становится меньше на один способ мышления, а это затрудняет человечеству дорогу к истине.
Уход Гачева страшен именно потому, что ушел не результат,  а процесс, и все совокупное человечество не сможет этот процесс продолжить. Я оплакиваю не столько ушедшее бытие, сколько ушедшее и отныне недоступное нам сознание.
Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments