banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

4 апреля. Тарковский. Покой нам только снится

Вчера, после очередного просмотра фильма "Зеркало",  неожиданно поймал элементарную идею, никогда ранее не приходившую в голову. Настолько просто, что даже неприлично. Всё, что уже заявлено в сюжете "Иванова детства" - война наяву и мир во сне - пошло дальше по всем фильмам Тарковского. Только теперь войной стала сама жизнь, а миром - сны, воспоминания, сознание человека. В "Зеркале" люди, пока не спят, хронически не понимают друг друга, конфликтуют открыто, и только сон объединяет их. Только в своей памяти они счастливы друг с другом. Только во сне для них возможен душевный покой. Но ведь и в остальных фильмах то же самое: цветной мир икон Рублева - сон, противостоящий черно-белой войне русских людей. Сон с матерью на Солярисе - единственный момент покоя Криса. Во сне Сталкера его жена тихо читает Апокалипсис и смеется. Путешествие Александра к ведьме тоже выглядит как сон, и в этом сне ведьма становится матерью и успокаивает героя. Сон как место единения людей. Явь как место, разлучающее их. Стремление уйти в сон как желание мира, соединения, гармонии с природой.
Интересно, что сценарий Рублева начинается с Куликовской битвы. А Куликовская битва, конечно, связана со стихами Блока. Откуда все эти кони - боевые кони, мирно пасущиеся кони? Это Блок: "И вечный бой. Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль". И весь Тарковский - из одного этого образа. Боевые кони понятны, это явь. А почему кони в конце Рублёва мирные и вместе щиплют травку на лугу под дождем? А это кони сна, т.е. мир икон Рублева, выраженный средствами живой природы. Сон - то, как должно быть. Икона передает иной мир. Мир иконы и мир сна - одно и то же у Тарковского. Его потаенное желание - не пробуждаться.
Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments