banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

30 марта 2011 г. Гурченко

Ее уход воспринимается многими людьми как личная утрата. Я в их числе.
Хрущевский 56-й год и золотое десятилетие 1974-1984 годов дали ей все памятные сегодня кинороли. Тогда же, в начале 80-х, был снят фильм по военным песням. В 60-е она была не востребована по причине остракизма в завистливой профессиональной среде, в 90-е и нулевые - по причине бездарности общества.
Первая ассоциация с ней - женский Ломоносов. Из провинции в столицу, от статуса кинозвездочки - к мастерству великой актрисы, из патриархальных вкусов родителей - не отрицая их - к пониманию мирового искусства, театрального, музыкального, искусства как такового. От харьковского косноязычия - к превосходному московскому литературному стилю. Вся жизнь на преодолении, с мучительным для души пародированием прошлых ценностей и привязанностей. Нежелание оглядываться - и невозможность не оглянуться. Разрыв с собою прежней - и тяжелое преодоление собственной природы, вышучивание ее в угоду высшему и светлому, к которому она стремилась. К ней подходят стихи Высоцкого о Гамлете: "Груз тяжких дум наверх меня тянул, а крылья плоти вниз влекли, в могилу". Раиса Захаровна из народного фильма - это, если задуматься, очень не смешно. Это знание себя и жестокая расправа с собой.
Вспоминаю ту ее роль, о которой никто из знакомых не написал.
"Послушай, Феллини!" Швейцера. Два часа на экране только одна актриса.
Класс киноактера определяется тем, как он умеет молчать в кадре и насколько может существовать на экране один. Гурченко молчит, говорит, плачет, смеется, размышляет, глубоко задумывается. Эксцентрическая клоунесса, трагик, певица, королева мистического триллера. Всё в ней. И мы смотрим, не отрываясь.
Она была одной из самых умных актрис в нашем искусстве. Написала прекрасную автобиографическую прозу. Искренне радовалась чужому таланту, бескорыстно поддерживала его.
В 90-х ей, как и всем остальным, было нечего играть. Последнее, что сыграла, это роль Дьявола в фильме по рассказу Набокова. Удивительный женский Мефисто.
Потеряв кино, она продолжала петь, постепенно переходя от военного репертуара к джазу и року. 
К старости своей, которая по факту так и не наступила, она вся превратилась в женщину-излом. Ломанные пальцы рук, не единожды переломанные ноги, тело как изгиб, лицо как сплошная рана. Вся трагедия ее жизни вдруг проступила в теле и фигуре. Глаз не было видно из-за неудачной пластики. Она говорила не лицом, а выражениями тела.
Помню, как Сергей Шолохов в передаче "Тихий Дом" задал ей свой коронный вопрос: "Какая жизнь лучше - скучная, но порядочная, или веселая, но порочная?" И получил неожиданный ее ответ: "Конечно, скучная и порядочная". Ответ, выстраданный всей жизнью, состоявшей из проб, ошибок и триумфов.
Она прожила очень тяжело, мучительно, временами страшно. Компенсацией такой тяжелой жизни может быть только бессмертие.
Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments