banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

О спекуляциях

В своем комменте к посту о доказательствах бытия Божия m_gluk пишет:

"Рассуждения, основанные на достоверных, повторяемых явлениях, подтверждаемых независимыми наблюдателями никак не являются спекуляцией.

Спекуляцией являются рассуждения о воображаемом объекте, о котором не известно ничего, и которому каждый субъект размышления придаёт собственный смысл".

Я бы и рад согласиться, но автор коммента дает определение только для естественных наук. Какими независимыми наблюдателями подтверждается история древнего Египта в эпоху пирамид? А шумерская история? Принадлежит ли шумерская или егнпетская история к повторяемым явлениям?
А вот второе его определение относится именно к гуманитарным наукам, причем, оно особенно подходит для наук о народах древнего мира. Мы рассуждаем об объекте, о котором ничего не знаем, и в каждую эпоху нашей истории придаем объекту собственный смысл. Увы, для гуманитария спекуляция неизбежна. Отсюда понятно, что говорить о бытии Бога для нас столь же естественно, как и рассуждать о бытии шумеров.

Спустя еще какое-то время я подумал, что шумерология и в самом деле не знает своего объекта. Мы не можем точно определить, что же мы изучаем. Судите сами.

1. Мы не знаем самоназвание народа до его прихода в Двуречье и не знаем языков, родственных шумерскому.
2. Многие цари с шумерскими именами принимали эти имена только после восшествия на трон, а до этого у них были вполне семитские имена.
3. Письменные памятники на шумерском языке написаны представителями самых разных этносов (семиты, эламиты, хурриты, мелуххиты и много кто еще). Этот язык просто был объединителем для множества народов одного ареала.
4. Разговорным шумерский язык перестал быть со второй половины XXII века, в эпоху Гудеа. Жители новошумерского Ура говорили исключительно по-аккадски, и цари Ура хвалились хорошим знанием шумерского именно потому, что родным был аккадский.
5. Жители южных городов Двуречья носили шумерские имена, но при этом были людьми разных этносов и не отождествляли себя ни с чем, кроме родного города.

Спрашивается: а где же шумеры? Впору создавать теологические доказательства бытия шумеров. Из доказательств фактических на ум приходят только три. Во-первых, это костяки на кладбищах, которые явственно говорят, что те, кого мы называем шумерами, весьма отличны от семитов. Во-вторых, это изображения несемитского народа на рельефах и статуях Южного Двуречья. Но они по большей части условны и стилизованы. В-третьих, это неповторимое мироощущение, особая картина мира, которую уплощают или вовсе не используют семиты в своих надписях, начиная со староаккадского периода. Но с картиной мира вопросов больше всего. Появилась ли она после оседания несемитского народа в Двуречье или существовала раньше? Сформирована ли она одним народом или в ее создании принимало участие множество народов, живших в одном ареале в одну эпоху?
Наконец, самое главное. Транслитерация шумерских текстов меняется примерно раз в двадцать лет. Отсюда понятно, что о фонетике особо говорить не приходится. Если раньше читали dadag, потом zalag, а теперь zalzaleg, то призадумаешься о первоначальной форме слова. Если никак не договориться, читать ли lam2, lem4 или limx, то лучше и не спрашивать, сколько и каких там было тонов (даже с составом гласных не все ясно). Я уж не говорю о большом количестве вообще нечитаемых слов, которые мы до сих пор записываем только по названиям идеограмм, которыми эти слова пишутся.
Не лучше и с историей. Неясно, был ли Гудеа современником первого урского царя или жил лет за тридцать до победы над кутиями. Непонятно, существовал ли вообще царь Лугальанемунду или он является фантазмом идеологии? И что же такое конусы Урукагины - желание реформ или стремление вернуться к прапорядку? И когда же жил Гильгамеш? Не знаем.
Спекуляции, экстраполяции, ассоциации... В этом смысле шумерологи вполне могут быть приравнены к теологам. Печально, но пока вот так.
Если же попытаться все же сформулировать объект, которым я занимаюсь, то это...это...

жизнь множества народов Южного Двуречья, которые в III тысячелетии использовали для составления текстов язык неизвестной семьи, который мы в результате экстраполяции на него аккадского слова Shumeru, применяемого для обозначения юга страны, называем шумерским.

По-моему, концепт Бога сформулировать проще.
Tags: Размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments