banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Пересматривая "Ностальгию"

Тарковский провоцирует на личное усилие - в этом дело!
Его смотришь не как зритель, а как потенциальный деятель.
Пока Горчаков несет свечу во второй раз - обливаешься холодным потом. Несомненно, несешь ее вместе с героем.
А когда третий раз - уже умираешь. Сердце напрягается, мускулы натягиваются, а главное - устремляешься туда, к краю бассейна, и понимаешь, что туда попадет свеча, но уже не ты сам. Потому что ты не увидишь, как свеча встала.
Конец света - вот эта тишина у церкви, когда мальчик вырывается из уз своего отца, и молча стоящие люди, взирающие на объятого пламенем Доменико. Конец света - когда ничто не откликается на усилие, и только ты, зритель, становишься готов вырваться на ту сторону экрана и начать действовать. Потому что безмолвие и бездействие невыносимо, гибельно.
В этом смысле фильмы Тарковского - ритуалы, а не театральные трагедии, разграничивающие актеров и зал. Созерцающий их постепенно начинает участвовать в действе.
Через потаенные движения души Тарковский взывает к мускулам, к телесной механике. Это путь, обратный пути Леонардо. Хотя вполне возможно, что это путь, продолжающий Леонардо (от телесной ткани к красоте объекта и от красоты объекта к движению тела субъекта созерцания).
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments