banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

После прощания

Сегодня мы все - научные сотрудники, преподаватели, коммунисты, французы, африканцы - проводили в последний путь Владимира Романовича Арсеньева. Было много слов у гроба. Я отмолчался, потому что говорить правду в такой ситуации было бы непристойно. Скажу ее здесь.
Жизнь Арсеньева (почти по Бунину) и смерть Арсеньева - две части одной большой трагедии. Трагедия эта заключается в том, что покойный был инициатором проекта, который никогда не будет осуществлен в России. Это проект антропологического поворота в африканистике и этнософского поворота в гуманитарной мысли. В нашей исторической науке успешнее всего занимаются либо языками, либо социальными группами. Хуже всего нам дается собственно наука о человеке и его мировоззрении, антропология как таковая. Ольдерогге, Мисюгин и Арсеньев были антропологами, исповедовали эмпатию с предметом и взгляд на Африку изнутри сознания африканизированного этнолога. Ты не африканист, если не умеешь добывать огонь трением, не можешь построить их лодку, стрелять из их лука, вдохновляться звуками их тамтамов, верить в силу их шаманов. Дальше наступает следующий этап исследования, когда ученый должен отстраниться от своего предмета и рассуждать уже как европеец-методолог, писать так, как будто никогда не вживался в африканскую жизнь, воспринимать собственные впечатления отвлеченным сознанием психолога-экспериментатора. Ольдерогге умел это как никто более, он свободно выходил из африканской практики в строгую немецкую теорию, будь то лингвистическую или этнологическую. Мисюгин умел это гораздо хуже, поскольку смешивал в своих рассуждениях собственный житейский опыт, практику африканских племен и марксистскую теорию первобытного коммунизма. Арсеньев же вообще никуда не отходил от своей личной практики, полностью отдавшись влечению к африканскому образу жизни, получив малийское имя и членство в союзе охотников. Эта любовь к первобытному трайбализму привела его в ряды Коммунистической партии, сделала адептом некоего идеального общества под названием Архаика и любителем слов с большой буквы. В результате он стал человеком традиционалистского мировоззрения, и его научные занятия, не получив должной отстраненности от возлюбленного предмета, стали родом публицистики.
Почему так произошло? Арсеньев был по своему темпераменту южным человеком - выступал, бушевал, протестовал, клеймил, превозносил. Он очень любил Францию и Африку, не любил английский язык и северную Европу. Он попытался придать российской африканистике французское жизнеутверждающее направление, вселить в петербургское чахоточное тело африканский культ Жизни, перемешать мысли с чувствами и образами, что так легко удается французам и африканцам. Но в наших широтах любой здоровый коллективизм и трайбализм тут же вырождается в самый уродливый колхозно-казарменный строй. И трагедия Арсеньева заключалась в том, что он просто не там родился. Живя во Франции, он был бы нормальным левым. Живя в России, он со своим антропологизмом вынужденно стал союзником тех, кто проповедует самые бесчеловечные идеи. Утопические взгляды Арсеньева привели африканистику к тому, что антропология в ней была вытеснена лингвистикой, причем самой передовой, опирающейся на методы Сводеша-Старостина, но не дающей пространства для изучения чувств и представлений африканского человека. Можно сказать, что он погиб в схватке с рационализмом, но этот рационализм победил по причине слишком архаичных и утопичных воззрений антрополога. И в этом второй акт трагедии Арсеньева.
Свое учение он назвал ЭТНОСОФИЯ - соединение философии и этнологии. Передо мной лежит его манифест "Свод основных понятий этнософии", подаренный мне в 2006 году (тираж 200 экземпляров). Приведу из него несколько основных положений. Пусть они будут данью уважения человеку, с которым много спорили, но которого любили почти все знавшие его. Человеку светлому, живому, радостному, долгие годы бывшему трикстером Петербурга, будившему мысль и отдававшему свой опыт щедро и бескорыстно.

"1. Исследователь и мир составляют единую систему.
2. Расчленение реальности - условность миропознания, логическая операция в соответствии с выработанными и унаследованными приемами.
3. Реальность есть целостность, неразделимая и нерасчленимая, кроме как в мыслительной операции.
4. Мир постижим лишь в пределах горизонтов видимости и лишь в рамках практики (практики видения, практики использования).
5. Мир самодостаточен и самоценен, в нем нет ни начала, ни конца, ни пространства, ни времени, ни центра, ни периферии.
6. В мире нет ни причины, ни следствия, однако и то, и другое есть в исследователе, ибо без этого он не умеет организовывать свое существование как вероятностный выбор, целеполагание, целеустремление, целедостижение. Всё это - "умственные конструкции", прямое выражение рефлексивной природы человеческого сознания. Таким образом, причина и следствие все же существуют, но лишь как приемы "чтения и письма" для постулируемого "текста" Бытия.
7. По тем же причинам, вытекающим из способов и традиций организации мыслительного процесса, мы с неизбежностью постигаем мир "от себя", исходя из собственных (вплоть до индивида) ощущений. Хотя мир - сам по себе и вне нас, хоть с нами. Но... наши ощущения его не суть ли такая же его часть, а значит, и канал воздействия на него!? Отсюда альтернативная науке модель, в том числе магия". (Этносфера, с. 11).

"Можно утверждать, что "смысл" постмодернистской эпохи... в поиске (интуитивном и осознанном/формулируемом) гармоничного, равновесного соответствия и взаимодействия между давно разошедшимися в цивилизационном измерении парадигмами отражения: образной и аналитической/рациональной. Идет длительный, противоречивый процесс реабилитации образной парадигмы, ее возврат в вербализуемые и формализуемые/моделируемые картины мира " (с. 15).

И так далее. Утопический проект Арсеньева не состоялся, но наследие Арсеньева-мыслителя предстоит осваивать долгие годы. И не из-за высокого качества его мысли, а потому, что он был
в нашей востоковедной науке одним из немногих людей, кто вообще мыслил. Изучать мы будем только то, что состоялось и сделано. Сделано немного, но это все, что у нас есть.
Сайт проекта "Манифестация" см. по адресу http://taospb.narod.ru/index.htm.

Tags: Встречи. Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments