banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Еще о необразованности Бродского

Когда я пишу о необразованности Бродского, то имею в виду отнюдь не только отсутствие систематического среднего и высшего образования. В сравнении с Пушкиным, Тютчевым, Буниным, Брюсовым, Цветаевой, Пастернаком он просто неграмотен, в сравнении с Мандельштамом и Ахматовой сильно проигрывает в самообразовании. Конечно, в сравнении с Вяч. Ивановым неграмотны все, но не об этом речь. Речь о том, что образование это не просто сумма фактов, но основа культурной идентификации и залог дисциплины мышления. Вяч. Иванов, Брюсов и Мандельштам сложились как италофилы, Тютчев, Цветаева и Пастернак как люди германской культуры, у Пушкина даже прозвище было Француз. Набоков тяготел к англоязычной культуре. Причина такой определенности - образование. Так вот, у ИБ идентификация не сложилась. Как справедливо заметил entenhaus , из варягов он вышел, а в греки не попал. Он и сам не смог понять, кто он - россиянин, европеец, еврей, американец или кто-то еще. С дисциплиной мышления дело обстояло так плохо, что даже его лучший друг и биограф Лев Лосев вынужден был написать в своей замечательной книге:

Недостаток систематического образования сказывался у Бродского не столько в том, что в его познаниях были пробелы - их он по мере надобности заполнял, сколько в отсутствии навыков дисциплинированного мышления. Мыслить для него означало выстраивать цепочку силлогизмов, не заботясь о поверке каждого очередного звена эмпирикой и без критического анализа. Скажем, основная тема его нобелевской лекции может быть сведена к логической цепочке: искусство делает человека личностью, стало быть, эстетика выше этики; высшей формой эстетической практики является поэзия, стало быть, поэтическое творчество есть окончательная цель человечества как вида. В интеллектуальном дискурсе каждая стадия этого размышления может быть оспорена и требует доказательств: действительно ли искусство было орудием индивидуации первобытного человека? Существует ли иерархия видов творчества и если да, то в чем преимущество поэзии перед философией, драмой или музыкой? Есть ли вообще у человечества как вида "цель"? Примерно с таких позиций Бродскому и задавали вопросы после его выступления в Шведской академии наук... Но "формально-логические" построения, нередко встречающиеся в стихах и в прозе Бродского, суть не более, чем поэтические приемы - стилизации и пародии, его "силлогизмы" - зачастую парадоксы, выведенные не дедуктивным и не индуктивным, а интуитивным путем. (С. 31-32).

Замечательно! Рассуждения Бродского есть стилизация мышления и пародия на мышление.
Есть у ИБ и другое удивительное свойство - желание искажать исторические факты в угоду собственной фантазии или прагматическим соображениям. Началось это уже с 19 лет. Об этом см. статью Дмитрия Горбатова "Джозеф Бродский и Мигуэль Сервет", опубликованную в бостонском альманахе "Лебедь". http://www.lebed.com/2005/art4403.htm

К чему я об этом говорю? Причин несколько. Во-первых, Бродскому как кумиру эпохи будут подражать молодые. Поэтическому дару подражать нельзя. Поэтому будут подражать нарочитой дистанцированности от классического образования, безответственному мышлению и желанию по-своему толковать историю. Во-вторых, если посмотреть на публицистику поэтов XIX века, мы не встретим в ней раскованной и безответственной, освободившей себя от знаний "речи поэта". Это только в XX веке от поэта ждали, что он будет выражаться языком сивилл. А предыдущее столетие требовало дисциплины ума и эрудиции от всех интеллектуалов поголовно. В Бродском эта тенденция выражаться произвольными ассоциациями, кажется, уже доведена до пародии и абсурда. Так не стоит ли нам всем, поэтам и непоэтам, вернуться в мир аристотелевской логики и ясного понимания предметов? К этому призывали в свои последние годы Аверинцев и Гаспаров и, ей-богу, следует прислушаться к их словам.
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments