banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

28 сентября 1913/1915 г. Товстоногов

Мы ходили в школу и учились в Большом Драматическом Театре.
Билетов было не достать, но бабушка обучила меня искусству "стрелять" билеты прямо перед началом спектакля. Это искусство никогда меня не подводило, поскольку было освоено в совершенстве.
Первым моим спектаклем была "Мачеха Саманишвили". Это 1982, мне было 13 лет. Конечно, "Идиота" со Смоктуновским, "Горе от ума" с Юрским, "Варваров" и "Поднятую целину" с Луспекаевым я не видел. Родители видели "Хануму" еще с Копеляном.
Но все-таки... Я храню все театральные программки... Все-таки были в моей жизни "Ревизор", "Дядя Ваня", "Ханума", "Рядовые", "Пиквикский клуб", "Этот пылкий влюбленный", "Амадеус", "На всякого мудреца...", "Волки и овцы", "История лошади".
Басилашвили-Хлестаков был очень хорош. Весел, легок, раскован. Но не менее ярок был Богачев-Осип. Такого хорошего Осипа мне пока не довелось видеть.
Лебедев был гениален и в Холстомере, и в Крутицком.
Серьезно задел Ивченко. Удивителен этот психолог и глубокий человек в роли пустышки Егора Глумова. Играет не хитреца, а душезнатца, отчего весь спектакль преображается.
Настоящей Еленой Андреевной была Данилова. Очень точно. Когда смотрел в этой же роли Ксению Раппопорт, то всегда удивлялся: ну откуда такой бешеный темперамент с первых строк роли! Ведь она замороженная, засушенная, оттаивает постепенно. Данилова была именно такой, и это по-чеховски.
Демич, пылкий комсомольский секретарь, проваливший роль Моцарта, был очень убедителен в "Рядовых".
Лавров, упокой Господи его душу, всегда играл средне. Ему не хватало театрального голоса и пафоса, и на сцене он недотягивал до общей атмосферы. Слишком спокойный и покладистый был человек. Лавров всегда кричал, и всегда было плохо слышно, потому что крик переходил у него в шипение. А в кино кричать не надо, там он был убедителен.
Стржельчик как будто вообще не играл. Казалось, что он развлекается на сцене. Редкостный виртуоз. Он даже не пытался повышать голос, а слышно его было на последнем ряду партера. Но, внешне развлекаясь, он где-то в глубине себя был очень серьезен. Поэтому осилил Сальери.
Трофимов развлекался сам и заводил всех. От его проделок зал стонал, было невозможно дальше смеяться.
Но, конечно, главным героем был сам Товстоногов. Видел его несколько раз на поклонах. Чувствовалось, что этот человек держит театр.
Что было и осталось важным в искусстве Товстоногова для нас, видевших его спектакли? Полное отсутствие заигрывания с залом. Доверительное отношение, но вместе с тем - желание отправить зрителя в путешествие, туда, где он никогда не смог бы побывать. Сильная рука, тянущая вверх. Сцена, говорящая на понятном языке, но о сложных вещах. Полное сосредоточение на нюансах психологических состояний. Минимум актуально-социального в подтексте. Много сказанного про большое время, про историю и жизнь, в которой сейчас мы все. Занавес в театре, образцовый русский язык на сцене. Мы действительно прошли в этом театре какую-то серьезную школу.
Интересно, что от большинства театров ничего не остается, спектакли не сохраняются даже в записях, т.е. не остается того воздействия, потому что все было сиюминутно. Все спектакли Товстоногова, которые специально ставились для телевидения, можно смотреть как великие произведения искусства. Через телевидение я увидел "Мещан", раннюю запись "Ханумы". Спектакли по-прежнему живы и дышат, и позднее потомство, которому не посчастливилось посмотреть их вживую, получит очень верную картину театрального впечатления. Товстоногов действительно работал для вечности.
У него был голос удивительной красоты. И он этим божественным своим голосом высоко и монотонно читал Пастернака.
После его смерти я был в театре только два раза. Нельзя было не увидеть Алису Фрейндлих в роли леди Макбет и очень хорош был Сергей Лосев в роли Журдена.
Tags: Встречи. Календарь
Subscribe

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments