banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Разговор о гениях у Дм. Быкова

Только что отзвучали последние слова телепередачи 5 канала "Всё ли дозволено гению?" из цикла "Картина маслом". Был показан фильм "Отличить гения..." (где речь была совсем не об этом), потом состоялось традиционное обсуждение, но уже не фильма, а темы.
Мы воспринимаем разговор о гениях примерно так же, как о покойниках. Каждый говорит про другого и думает про себя. Каждый надеется, что, может быть, он все-таки гений. Гений хоть в чем-нибудь. Это связано с абсолютной уверенностью в том, что гений, гениальность - объективные категории. В странах Европы только гениальность интеллектуала считается высшим проявлением человеческой личности. На Востоке все иначе, там по-прежнему высшим проявлением считается авторитет Учителя жизни. А в Африке, боюсь, в качестве объекта поклонения вполне хватает шамана. То есть, гения как такового не существует, это один из нескольких вариантов высшего признания. Причем даже в Европе это признание меняется от эпохи к эпохе. Если бы Пушкину сказали, что Леонардо да Винчи самый великий художник в мире, а Бах самый великий композитор, то он посмотрел бы на говорящего с недоумением. В его время таковыми считались Рафаэль и Моцарт, о которых и писал наш драгоценный поэт. Я уж не говорю о том, что ценность самого Пушкина не выходит за границы бывшей советской империи. Что следует из сказанного? Гений это человек, творчество которого является сверхценным для определенной культуры в определенную эпоху. Есть разные масштабы тех, кого принято называть гениями. Есть гений всемирный и гений национальный, гений одной эпохи и гений множества эпох. Первым уходит со своего пьедестала гений одной эпохи. Как правило, он связан с общественными движениями, с освободительной борьбой. Либо он является выразителем дум большого общественного слоя, который исторически недолговечен. У него очень важная роль в истории. Но он, отыграв ее, уходит за кулисы и не выходит на третий поклон. Национальный гений тоже, увы, не может преодолеть своих пространственных границ. Кто же остается в мировой культуре? Ответ прост. Остается тот, кого признает большинство в политически доминирующем сообществе. На сегодняшний день это западное сообщество. И именно тот, кого оно признает для себя сверхценностью, имеет шанс прослыть таковой по всему образованному миру. Таков, например, Достоевский, который со своими темами и со своими психологическими идеями оказался ко двору в пронизанной ницшеанством и социализмом Европе XX века. Таков Толстой, который близок Европе прежде всего своими симпатиями к индуизму и культом жизни. В общем, понятно, что гениев не существует. Существует западная культура, для которой наиболее естественно представлять себе высшее проявление личности как интеллектуальное новаторство. Для этой культуры характерно разведение рационального и этического, отсюда возникает и вопрос о совместимости гения и злодейства. Для Китая, для арабской культуры такой вопрос показался бы нелепым, поскольку гениев там нет, а есть мудрецы-поэты, мудрецы-философы, которые творят из подчинения высшей гармонии или Божьей воле, в неразрывности поведения и сознания. Разумеется, ничего подобного у Быкова в передаче проговорено не было.
Зато очень хороша была финальная мысль Быкова по поводу того, что в России быть просто человеком невозможно. Чтобы выжить и состояться, необходимо быть именно гением. Я это понимаю так, что в России из-за условий климата нельзя овладеть l'art de vivre, нельзя наслаждаться запахами цветов, оттенками вин, проводить время в танце или постоянно упражняться в бельканто. Необходимо, минуя человеческую планку, сразу становиться сверхчеловеками, минуя душевное, прыгать в духовное и там растворяться. Это по сути верно. Но необходима одна поправка: прыгают-то немногие. Немногие думают: "Могу быть в России только гением". Очень многие думают как Егор Прокудин у Шукшина: "Никем не могу быть на этой земле, только вором". Гачев писал, что Россия это "Космос у-бытия". Я скажу еще проще: Россия это олицетворенная энтропия. Чтобы в ней жить, нужно или расхищать (что просто), или преодолевать хаос созданием искусственных миров, поскольку в этом мире тихо-мирно жить невозможно. Россия - потоп, Россия требует постоянного ковчега. Именно этот ковчег и есть дело гениев. Если на Западе гений украшает и обновляет жизнь, то у нас гений ее спасает. А между гением и вором тончайшая прослойка из людей, исчезающе малая. Задача российского гения в том, чтобы людей становилось больше. В этом смысле гениями я бы назвал гуманизаторов русской культуры, и в первую очередь Аверинцева, Топорова и Гаспарова, о которых в передаче не говорилось вообще. А среди живых таким гением-гуманизатором, единственным героем, вызвавшим на бой само невежество как силу энтропии, является академик Зализняк.
Tags: Моя маленькая быковиана
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments