banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Агафоновская речь 5 сентября 2010 г.

Традиционная уже речь при открытии вечера романса памяти Валерия Агафонова в сквере на Моховой улице. 

Петербургский романс вчера и сегодня

 

 Одним из постоянных свойств Петербурга является его приверженность романсу. Этот удивительный музыкально-поэтический жанр, пришедший в Россию из Испании (а в Испании появившийся под влиянием арабских стихов об утраченной возлюбленной), как нельзя лучше выражает характер города, его утонченную романтическую натуру. Петербургский романс имеет несколько узнаваемых черт. Во-первых, петербургский романс это тихий романс. Он настраивает человека на меланхолический лад, и поэтому слишком внешнее, крикливое выражение страстей, равно как и форсирование голоса, ему претит. Даже если романс сопровождается оркестром, то этот оркестр звучит приглушенно, душевно, достаточно тихо. Если речь идет о камерном сопровождении, то оно следует за голосом, во многом покоряясь ему. Таковы романсы петербургских композиторов Исаака Шварца, Андрея Петрова, Вениамина Баснера. Для всех этих произведений характерна меланхолическая тихая нота.

Во-вторых, петербургский романс это романс ностальгический, это сообщение об утрате, которая постигла человека: либо не тот возраст, либо не тот город, либо не та страна, либо не та природа. Человек чувствует, что нечто дорогое и заветное, что он любил, было им утрачено, и теперь он вспоминает об этом с тихой грустью. Петербургский романс бывает настолько затаенным, что исполнители его отличаются застенчивостью. Они как бы стесняются того, что поют, и зачастую не видно даже движения губ, так что получается некое чревовещание. Хотя, конечно, это вещание души о том, что она есть, что она жива. В-третьих, петербургский романс тесно связан с образцами русской поэтической классики. Он требует от исполнителя понимания текста и очень не любит, когда в процессе пения подставляются слова, искажающие рифму.

Петербургский романс знал в своей истории несколько эпох. У него были разные выразители. Начало прошлого века ознаменовано триумфом Анастасии Вяльцевой. Это была эпоха, когда исполнители романсов (Шаляпин, Обухова, Собинов, Вяльцева) выступали одновременно на оперных сценах и на эстрадных площадках, когда мало было одной только красоты голоса, а требовалась полноценная вокальная техника. Вяльцева пела под рояль, без микрофона, но ее было слышно даже в дальнем углу Дворянского собрания. Похороны 42-летней Вяльцевой в 1913 г. свидетельствовали о том, что в жизни романса должна наступить новая эпоха.

Потом пришли 1920-е-1930-е годы, эпоха Вадима Козина. Козин был самым популярным исполнителем в Ленинграде той поры, он выступал уже с оркестром, в его репертуаре были как романсы, так и цыганские песни, но он не изменял особому петербургскому звучанию романса. Многочисленные записи, сделанные в годы его славы, позволяют услышать тихое, проникновенное пение странника, перед которым открыт широкий путь.

В жизни петербургского романса, как и в жизни всей страны, в 1929 г. настал великий перелом. На Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде романс был признан контрреволюционным жанром и, следовательно, не рекомендован к исполнению на эстраде. Начались десятилетия подпольного существования романса, когда он вынужден был сожительствовать то с советской песней, то с народной песней рабочих окраин, то с воровскими песнями, то с цыганской народной музыкой. Романсу было непросто в таком окружении, он чудом не утратил себя. В Петербурге романсу помогла выстоять высокая поэзия и академическая консерваторская среда, лучшие представители которой (Шостакович, Гаврилин, Петров) никогда не боялись писать романсы для кино.

В 1960-х годах у петербургского романса появились две альтернативные линии. С одной стороны, наступила эпоха, когда классический романс стали исполнять выдающиеся оперные вокалисты, прославившиеся и в сфере камерной музыки – Борис Штоколов, Ирина Богачева, Галина Карева. В их пении было желание не навредить романсу, сохранить его хрупкую красоту. Однако их творчество нельзя в полной мере считать развитием романсового исполнительства. С другой стороны, романс в те же годы начали писать и исполнять немногочисленные дилетанты, не имевшие даже дипломов о среднем образовании, не говоря уже о консерваторской подготовке. Но именно этим дилетантам суждено было обозначить новую эпоху в развитии петербургского романса. 1960-е-1970-е годы были временем Валерия Агафонова и Юрия Борисова.

Мы прекрасно понимаем, с чем связана эта эпоха. Ее отличительной чертой было такое специфическое направление в романсе, как “петербургский белогвардейский романс”, который тоже связан с ностальгией, но в данном случае – с ностальгией политической. И Валерий Агафонов стал выразителем не только внутренних потаенных движений души.  Романсы Ю.Борисова, Ф.Фихмана, Ю.Григорьева, исполняемые им, стали средством выражения социального и политического протеста. Валерий Агафонов связан с тем периодом в истории Петербурга-Ленинграда, когда из людей вырывалась подспудная внутренняя страсть, когда люди, долго молчавшие, начинали обретать голос. Сначала этот голос не говорил, а пел, и через музыку, через песню осуществлялся интеллектуальный посыл в сторону духовной свободы. Поэтому можно сказать, что петербургскому романсу присуща еще одна замечательная черта – это интеллектуальный романс. Он связан не только с выражением чувств, но и с выражением мыслей. Он зачастую основан на словесной комбинаторике, он передает весьма сложную информацию и эмоционального, и социального свойства. В нем можно найти пищу не только для души, но и для ума.

Нынешний петербургский романс озвучен голосами Евгении Смольяниновой и Олега Погудина. Смольянинова соединяет романс и народную песню, возводя романс к фольклорным основам песенного искусства. А в голосе Погудина сквозь мертвенно-бледную фактуру проступает тихий внутренний свет. Исполнитель пытается придать романсу интонацию духовных песнопений иеромонаха Романа.

Замечательный прорыв в будущее петербургского романса был сделан несколько лет назад, когда в нашем городе появился фестиваль «Весна романса”. Лауреатами этого конкурса стали талантливые исполнители из многих городов России. Некоторые из них, несомненно, станут впоследствии известными артистами.

 А сегодня… Сегодня мы слушаем записи Валерия Агафонова, ходим на концерты Олега Погудина, и пытаемся представить себе, что будет дальше.

 



Tags: Актуальное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments