banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

"Отдел". 8-я серия

Они, наконец, заговорили! И лучше бы они этого не делали.
Чудовищно это марксистское высокомерие к человеку!

"Люди есть случайные носители мышления. Можно научить мыслить и железки" (Щедровицкий).
"Творчество не связано с биографией. Бальзак только тогда стал Бальзаком, когда написал Человеческую комедию" (Мамардашвили).
"Места для философии не существует. Есть только чистый воздух твоей свободы" (Пятигорский).

Все эти "отдельцы" ужасающе антигуманистичны. Они готовы отвергнуть самого человека, его происхождение, его жизненный путь, его индивидуальность. Во имя чего? Во имя чистого мышления, которое непонятно где находится и неясно чему служит. Щедровицкий хочет нового человека, но сам же его и отвергает, заявляя тому, старому, которого он переделывает, что человек - ничто, он только случайный носитель мышления. Человека, если он не вникнет в методику Учителя, можно и в расход, а мыслить научим роботов. Главное ведь система, главное метод, коллективное включение мозгов, коллективное делание некоего умного и рационального проекта по лекалам Главгения.
Разумеется, это ерунда, потому что человек УЖЕ ЕСТЬ! Он родился, у него определенный психологический тип, определенный темперамент, определенная конституция тела, определенные интеллектуальные склонности. Он не случайный, а вполне закономерный носитель мышления, причем своей небольшой частички общего мышления. Можно требовать, чтобы он сначала стал самим собой, а потом стал лучше самого себя, но нельзя требовать, чтобы он стал не собой, а иным. Тем более - чтобы он стал никем, а только был медиумом, проводником чистого мышления.
Таким же образом обстоит дело с Бальзаком. Он потому написал Человеческую комедию, что она в нем была с самого начала как зерно, потом стала ростком, потом воплотилась. Не бывает творчества, отдельного от биографии. Только это внутренняя биография, это путь напряженного духовного поиска, который немногие биографы умеют изучать. Да и сама история Мамардашвили тому примером. Но прежде о Пятигорском (сейчас я их соединю).
Место философии находится там, где живет философ. Содержание философии серьезно меняется в зависимости от места обитания.  Пока Пятигорский жил в России, он занимался тамилами, академической буддологией и семиотикой. Когда он уехал в Англию, то превратился в чудака-лектора, рассуждающего о чем угодно, но более всего о связях между европейской и индийской традицией, а к концу жизни и вовсе переключившегося на масонов. Это две разные жизни, два разных Пятигорских. Аналогично и Мамардашвили, пока жил в Москве, занимался философией, а переехав в Тбилиси, стал заниматься политикой и публицистикой.
А вот Ильенков (из которого в 8 сериях не прозвучало ни одной цитаты), на мой взгляд, прав, потому что подчеркнуто антропологичен. Человек мыслит, потому что он орган мыслящей природы. Но мыслит он благодаря способностям собственного разума. Его мысли, как и ему самому, суждено погибнуть, но без этой мысли и без гибели этой мысли, без этого человека и без смерти этого человека была бы невозможна новая жизнь.

Что теперь сказать в общем о самом цикле? Прежде всего, поблагодарю Александра Архангельского за то, что это вообще было снято. Спасибо. В наше время такой предмет на экране редок. Но потом поругаю. Говорить об этом предмете нужно другим языком. Не языком анекдота и барковского стиха. Проблема не поставлена. А проблема серьезнейшая. И заключается она, по большому счету, не в том, что бедные отдельцы во второй половине жизни разочаровались в ее первой половине. И не в том, что все заплатили по счетам. Это очевидно и довольно прозрачно показано в передаче. Проблема в том, что вся наша философия как-то со свистом пролетает мимо осознания человека как ценности. То она занимается отношением России и Европы, то переключается на Софию Премудрость Божию, то на деятельность, то на борьбу классов. Но вот такой философии, которая бы говорила о судьбе человека и его месте в мире, о его эмоциях, о причудливых изгибах его разума, о парадоксах его существования в обществе - такой философии у нас до сих пор нет. Антропологией у нас занимается только русская литература. 
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…