banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

16 апреля 1980 г. Последняя съемка поющего Высоцкого



Это было 30 лет назад в малом зале Ленинградского БДТ. Высоцкий приехал на съемку фильма В.Виноградова "Я помню чудное мгновенье...", спел три самые главные песни - "Коней", "Купола" и "Охоту", вспомнил по два куплета из двух военных песен и немного поговорил на камеру. Это было ровно за 100 дней до его ухода. Пятнадцать минут съемки, которая никуда не пошла. "Коней" разрешили только в следующий фильм, через три года после смерти поэта. Остальное и вовсе пропало бы, если бы бездомные кадры не сохранили на "Лентелефильме". Пятнадцать минут - но сколько воспоминаний!
В начале 80-х начала гулять по рукам машинописная заметка зрителя этой съемки. Журналист многотиражки, сидевший в зале, написал, что все выступавшие привезли с собой фонограммы. Они пели вживую, но звук в фильме шел не из зала, а с заранее приготовленной пленки. И только одного Высоцкого записывал магнитофон, да еще и без дублей. Когда режиссер попросил повторить "Охоту на волков", поэт возмущенно сказал, что не сможет повторить точно так же и вообще своим исполнением доволен. Через много лет мы узнали, что Высоцкий приехал с большим трудом, хромая на больную ногу, в которую накануне неудачно вколол наркотик через одежду. Нога стала распухать, ходить было невыносимо. На концертах этого периода он стал забывать слова, уже подводила память. Разбитая в январской аварии машина еще не вышла из ремонта, поэту пришлось ехать на поезде одному и только на один день. Позднее уже сам режиссер вспоминал, что Высоцкий представил ему "Коней" как новую песню, которая исполняется впервые, потому что за новую песню платили по двойному тарифу. Он удивил режиссера своей наивностью - ведь эта песня давно уже была известна на пластинках. Видимо, на тот момент ему очень нужны были деньги. Кроме того, когда его приглашали на съемку, он сказал, что приедет, но уверен, что пленка никуда не пойдет, хотя "пускай лежит"...
И пленка дождалась своего часа. Далее рассказываю как свидетель. Весна 85-го года, Ленинград, один из районных кинотеатров. Афиш нет, но к репертуару на месяц прикреплен маленький листочек бумажки, где сказано, что после фильма на сеансе 18.00 будет демонстрироваться съемка поющего Высоцкого. И вот аншлаг на третьесортном советском фильме про армию, все лениво досматривают фильм и ждут только Высоцкого. Фильм кончился, свет в зале, возбуждение, свет погас, врубают пленку, и вдруг... Вдруг становится понятно, что звука нет. Какие-то мошенники загнали куски с Высоцким (должно быть, украденные со студии) местному киномеханику, но воспроизвелось только изображение. И что вы думаете? Когда я посмотрел на соседей, то увидел, что у них двигаются шейные мышцы и шевелятся губы. Люди сами озвучивали Высоцкого. О том, чтобы не понимать, что он поет, не могло быть и речи. Было понятно каждое слово, каждая интонация. И зал в четыреста человек тихо, про себя, но вместе, дружно помогал песням Высоцкого обрести звук. Когда пленка кончилась, пожилой ветеран со множеством орденских колодок (а дело было чуть ли не 9 мая) убежденно сказал: "При жизни петь не давали и сейчас стараются замолчать. Нет, нас не заткнешь!" Высоцкий был для него МЫ, и это убеждение разделяли с ним все зрители того удивительного киносеанса. Мне повезло быть среди них.
Tags: Календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments