banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Возвращаюсь к предыдущему посту об Академии наук.
Еще один аргумент в пользу необходимости ее существования заключается вот в чем. Налицо деградация университетской науки, по крайней мере, гуманитарной. А причина этой деградации двоякая. С одной стороны, студенты лишены того необходимого уровня общей культуры, который позволил бы надстраивать на общекультурный базис специальные знания. В бакалавриате студента учат специальному, а в магистратуре, по идее, должны бы учить углубленно-специальному. т.е. секретам профессии. А на деле в магистратуре, наоборот, читают ликбез, восполняя пропуски в элементарных знаниях по истории, языкознанию, литературоведению, философии, религиоведению. Получается, что базиса нет, надстраивать не на что, начальные специальные знания повисают в воздухе, и только потом под них подкладывают гуманитарный фундамент. Ни времени, ни материала на крышу уже не остается, дом образования существует с окнами, с поздно подогнанным фундаментом, но без верха. С другой стороны, низкий уровень развития студенчества приводит к расслаблению, а затем и к научной деградации преподавательского состава. Преподавателю просто не нужно ничего делать, он может годами читать одни и те же банальности, которые аудитория примет за высокую науку. То, что существуют более глубокие знания, студенты так и не поймут, да им такие знания были бы и не по росту. В результате студенты-магистранты не готовы к научной работе, а преподаватели, занимаясь ликбезами, теряют сперва навык, а затем и потребность в ней. Они превращаются в школьных учителей, самые лучшие - в учителей-методистов. Но о какой науке можно говорить, если у тебя большое количество часов по разным предметам, все аудитории не подготовлены к воприятию углубленного курса, а значит - все твои лекции являются только ликбезами по предметам? Ты сам скатываешься к уровню студентов. Пытаясь же чуть-чуть приподняться, натыкаешься на стену непонимания. Им кажется, что ты говоришь на другом языке и вообще умствуешь. Но вот что интересно. Если раньше студенты интересовались заумным языком своих преподавателей и требовали дополнительных знаний, то теперь они тащат преподавателя вниз, причем, нагляднее всего это видно в магистратуре. В бакалавриате ты еще можешь приподнять студента до своего уровня базового знания языка и истории изучаемой страны, но в магистратуре студент оттаскивает тебя к своему собственному незнанию и непониманию общих вопросов истории и философии. Ты не можешь тянуть его дальше, потому что дальше в его собственном сознании нет ничего, там не прописан маршрут, а твоего маршрута он не ощущает. Значит, чтобы быть понятым, ты вынужден становиться на его четвереньки и из этого положения доносить до него основные постулаты курса. На большее ты рассчитывать не можешь.
Итак, ситуация с университетской гуманитарной наукой ясна. Но тем более значительной становится роль академических учреждений, сотрудники которых, не будучи преподавателями, сохраняют высокий уровень исследовательской мысли и техники. Им не нужно опускаться до кого-либо, они осуществляют отбор самых пригодных из числа студентов, а в аспирантуре доводят молодого сотрудника до своего уровня. Думаю, что академический снобизм в наше время окажется спасительным для уровня науки. Если же представить себе ликвидацию Академии и академических институтов с последующим переходом на университетскую науку, то ничего хуже и быть не может. Это означало бы полное превращение науки в сферу обслуживания неграмотных и бескультурных студентов.
Какой же возможен выход из этого кризиса? Прежде всего, завоз в российские университеты иностранных специалистов, как было при Петре. Молодые сотрудники университетов Германии, Голландии, Англии, получив хорошие условия для жизни и работы, вполне могли бы сперва восстановить приемлемый научный уровень, а затем осуществить отбор и подготовку наиболее способных к научной деятельности в рамках мировой науки. Необходимо также увеличить степень влияния академических учреждений на университетские научные структуры, чтобы не допустить слишком сильное снижение научного уровня.
А может, я неправ, и необходимо что-то совсем другое? Предлагайте.
Tags: Вопросы
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…