banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

Почему Академии наук не угрожает гибель

Вчера смотрел по 5 каналу передачу "Свобода мысли", где выступал бостонский профессор, предлагавший разогнать РАН, заменив ее университетской наукой и системой лабораторий, живущих на гранты для целевых исследований. Обсуждались, в основном, финансовые вопросы. А я подумал о другой стороне академической проблемы. И кроется эта другая сторона в российской системе ценностей.
Академию наук не закроют хотя бы потому, что в системе российских ценностей содержится идея вертикального восхождения ученых. Путь от студента до академика - то же, что путь от солдата до маршала. Начинающему ученому желают непременно стать академиком. Написаны десятки статей о причинах неизбрания Менделеева в действительные члены академии, хотя Менделеев один из крупнейших в мире ученых и ему явилось такое, что и не снилось действительным членам Академии (причем, не снилось в буквальном смысле). Однако, нет: российский менталитет не радуется открытиям Менделеева, а сочувствует ему, оплакивает как несчастного, которому так и не довелось носить гордое звание академика. Я уж не говорю об оплакивании Проппа или Дьяконова, которых забаллотировали на выборах (а Дьяконова - трижды!) и которые вроде как не проходят в России на чин самых прославленных ученых. Членство в зарубежных академиях, разумеется, не в счет. Прибавлю к этому существование огромного количества фальшивых академий, в которые люди идут не за деньгами, а только за самим званием академика. В России мошенник не назовется профессором, это звание для него мелковато, профессор у нас это прежде всего "профессор кислых щей", доцент вообще либо "тупой", либо это кличка уголовника. А вот для академика снижающих эпитетов и прозвищ не придумано. Над чудачествами академика могут по-доброму посмеяться, но поставить под сомнение авторитет самого чина - ни в коем случае. Академик в России - это святое. Даже Патриарх менее свят в народном сознании, чем академик.
Что же следует из сказанного? То, что российский менталитет (как и австрийский, и немецкий, и французский, дорожащие академиями и академиками), ни за что не расстанется с культом Академии. Если не стремиться из одного чина в другой, если не делать карьеру - зачем тогда вообще наука? А для чего нужно человеку быть академиком? Разумеется, для того, чтобы получить максимальную степень защиты от воздействия среды, защиты как этической (с  академиком никто не посмеет вести себя грубо), так и материальной. Академик прячется от жизни в удобно оборудованное личное пространство. Но быть академиком означает также иметь большую власть и участвовать в распределении денежных потоков. С этой точки зрения, академик действительно подобен крупному чиновничьему или армейскому чину. Успех или неуспех целых научных объединений ставится в зависимость только от его личных качеств, в том числе и моральных. Он становится отцом-командиром или ревнивым деспотом для подчиненных. Задача академика, если он занимается наукой - сохранить свое направление. Если не занимается - сохранить свое административное влияние. Но у академика уже нет задачи самому сохраниться на своем месте, потому что он уже имеет статус бессмертного в научной иерархии. На академика можно только молиться.
Здесь кардинальное расхождение с англо-американским взглядом на проблему. Для англосакса наука это мир свободы, дискуссии и эксперимента. Ученый здесь не чиновник, а частное лицо, работающее по заказу, меняющее заказчиков в зависимости от условий оплаты и комфортности работы. Стать ученым здесь означает получить не максимальную защиту, а максимальную свободу действий. И до конца своих дней ученый обязан доказывать научному сообществу свою состоятельность.
Следовательно, там, где общество максимально свободно, академии и академики не рассматриваются в качестве небесного Олимпа. Членство в академии там означает только признание заслуг и не более того. Но в обществах с меньшей степенью свободы, с сильным культом иерархии, с доминированием бюрократии, академии неизбежно сохранятся несмотря ни на какие поползновения меньшинства в сторону реформ. Само народное сознание не позволит здесь убрать лестницу, по которой человек должен взбираться всю свою жизнь для достижения абсолютной защищенности и абсолютной власти в своей среде. Если немецкая мама еще знает, что быть господином профессором очень престижно и почетно, то российская берет выше, желая видеть свое сокровище непременно на вершине научного Олимпа. Неважно, что вершина эта условна и что в академики избирают не за написание какой-то определенной работы, а бог весть по каким внутрикорпоративным критериям. Важно, что мама в России хочет видеть сына или дочь непременно академиками, а не профессорами и не свободными исследователями, живущими на гранты. Именно поэтому будущности Академии наук в России ничто не угрожает.
Tags: Впечатления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments