banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

9 февраля. Родился Игорь Сергеевич Клочков



9 февраля 1944 года родился выдающийся русский ассириолог, кандидат исторических наук, доцент Восточного факультета СПбГУ Игорь Сергеевич Клочков. Он известен как автор замечательной книги "Духовная культура Вавилонии" и переводчик аккадоязычных литературных текстов религиозно-этического характера ("Вавилонская теодицея", заговоры, молитвы). Игорь Сергеевич принимал участие в работе российской археологической экспедиции в Северной Месопотамии и Сирии, в многочисленных раскопках на территории Средней Азии, неоднократно выступал экспертом в области археологии, искусствоведения и шумеро-аккадской литературы.

Монография И.С.Клочкова “Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время” была попыткой применить к ассириологии подход, ранее представленный в работе А.Я.Гуревича “Категории средневековой культуры” и некоторых трудах М.И.Стеблин-Каменского (прежде всего в книге “Миф”). Как и названные авторы, И.С.Клочков выделял в письменных памятниках изучаемой культуры следы наиболее общих представлений об устройстве мира и человеческом предназначении, а затем пытался реконструировать из собранных им сведений некую “предфилософию” вавилонян. Но отличие монографии Клочкова от работ предшественников было весьма значительным. И заключалось оно в “двойном дне” его монографии. Если Гуревич и Стеблин-Каменский поставили своей задачей реконструкцию духовной культуры как совокупности религиозных и рационалистических представлений изучаемых народов, то Клочков имел своей целью прежде всего изучение религиозно-этической составляющей вавилонской культуры. Однако, слово “религия” по условиям времени не могло быть употреблено, все религиозное было гонимо, поэтому пришлось прибегнуть к маскировочному заглавию “духовная культура”.

Труд И.С.Клочкова является одним из самых значительных достижений ассириологического религиоведения. Вот его основные результаты:

1.      Определено, что основными характеристиками вавилонского восприятия времени являются конкретность, линейность, неоднородность, пространственность, прочность; ориентация во времени – на прошлое. Из всех перечисленных черт особенно важна линейность. До Клочкова писали, что линейность времени впервые появляется только в иудаизме и характерна только для монотеизма.

2.      Важнейшей категорией вавилонской картины мира является судьба, определявшая функции божества или человека, его сферу деятельности, степень могущества и место в социальной иерархии. Судьба понималась как совокупность всего отпущенного в жизни и как предуготованная человеку смерть. Тем не менее, вавилонянин не был крайним фаталистом, поскольку благоприятность его судьбы зависела от его свободной воли соблюдать или не соблюдать правила, установленные богами.

3.      Имущество человека понималось как нечто подчиненное ему, относящееся к его телу, имени и являющееся существенной частью его судьбы. Обращение человека с имуществом должно было носить религиозный характер.

4.      В основе ценностной системы вавилонян лежал принцип активного удовольствия; цель жизни человека в личностном плане – получение наслаждений. Высшими ценностями полагались долголетие и здоровье, следующее место занимали дети, богатство, мудрость, справедливость, сдержанность, миролюбие. Поэтому формально вавилонскую этику можно охарактеризовать как этику положительного эвдемонизма, а мировоззрение в целом –как миро- и жизнеутверждающее. Но этому внешнему оптимизму был присущ тайный изъян. При всей своей “посюсторонней” обращенности вавилонское сознание оставалось глубоко религиозным, однако проблема конечности индивидуального существования человека так и не получила в духовной культуре сколько-нибудь удовлетворительного решения (Клочков 1983, 30, 35, 49, 148-152).


Переводы Игоря Сергеевича опубликованы в труднодоступных изданиях. Хочется ознакомить читателей хотя бы с некоторыми из них.

АНОНИМ

(первая половина II тысячелетия до н.э.)

ПОЭМА О ПРАВИТЕЛЯХ ПРОШЛОГО*

Предназначенья назначаются Эа,
(И) по воле божьей выпадает жребий.
От прошедших же дней остается нам ветер.
Из уст предков ушедших разве (что-нибудь) слышно?
Тех эти (сменили), а этих (сменили) другие.
[Вечный дом твой (будет)] над их домами.
(Они) далеко, как небо, - чья рука достанет?
Как о глубинах земли - никто не знает.
Вся (наша) жизнь - [лишь] мгновение ока,
[Дана не навечно] жизнь человекам.
Где Алулу, что 36 тысяч [лет правил]?
Где Этана, что [возносился на небо?]
Где Гиль[гамеш, ч]то, к[ак Зиус]удра, [искал] (вечной) жизни?
Где Хубаба, [что ему покорился, (когда) был схвачен?]
Где Энкиду, что в стране [побеждал] (самых) сильных?
Где (же) Бази? Где (же) Зизи?
Где (же) цари великие, что были от дней прошедших и доныне?
Не зачнут их (вновь), не родят (снова),
(А) жизнь без света чем лучше смерти?
Бога верно тебе твоего открою:
Выкинь, вырви унынье, брось печали!
За единый веселья день пусть печали 36 тысяч лет приходят.
Пусть (пивная богини) Сираш, как сыночку, тебе будет рада!
Вот - предназначенье человеков!

*Возможно, кабацкий гимн, предтеча средневековых студенческих песенок с формулой "Ubi sunt qui ante nos in mundo fuere?" ("Где те, что были в мире до нас?") и призывом к неистовому веселью.

АНОНИМ

(II тысячелетие до н.э.)

ИЗ ЗАГОВОРНОГО ЦИКЛА "УТИШЕНИЕ СЕРДЦА БОЖИЯ"

Бог мой, господин мой, меня сотворивший,
Хранящий мне жизнь, дающий потомство,
Яростный боже, утишь свое сердце,
Гневная богиня, примирись со мною.
Кто знает, мой боже, твое жилище?
Чистое место, твою обитель никогда я не видел.
Постоянно печален я, - где ты, мой боже?
Поверни свою выю, что отвратил от меня с досадой;
Обрати твой лик к чистой пище богов, превосходнейшему елею;
Губы твои да вкусят его, и прикажи, чтоб я был счастлив;
Жить прикажи мне чистыми твоими устами,
В сторону зло гони, и с тобой да спасен я буду!
Жизнь присуди мне на долю,
Продли мои дни, жизнь даруй мне.

Хочется пожелать Игорю Сергеевичу долгих лет жизни и работы на благо отечественного востоковедения. Пусть боги Вавилона даруют ему все то, о чем говорится в его переводе.
Tags: Встречи. Календарь
Subscribe

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Мысль как категория культуры?

    Мне сегодня на лекции задали удивительный вопрос. 20 лет читаю курс "Категории культуры древнего Востока" - и только сегодня услышал:…