banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Пёстрые мысли

Хотел сегодня написать про Бродского, были мысли. Но два дня назад видел его во сне, даже гулял с ним. И теперь написать еще что-то было бы пошлостью.
Лег спать, было семь часов вечера. Спал в полной тишине, телевизор и радио не работали. Приснилось, что умер Сэлинджер. Нелепый какой-то сон. В девять проснулся, включил компьютер - и тут же увидел... Интересно, как же я понял, что это произошло, и почему приснилась именно смерть Сэлинджера? Я читал его когда-то давно, желания перечитать не возникло. И тем не менее, какой странный сигнал о чужой смерти. Или меня уже где-то назначили в хароны? Не понять.
Попил чаю и продолжил думать о Чехове. В своем календарном духе, разумеется. Щедрин и Чехов родились рядом, 27 января и 29 января. Безусловно, есть то, что их сближает. Это социальная юмористика, тяга к эксцентрике, пессимизм мировоззрения. Но есть между ними и пропасть. Щедрин единственный в России автор, который вывел образ Абсолютного Зла (Иудушка). Он хочет показать, что зло является актом сознательной работы порочного ума и выплеском дикой агрессии. Глуповцы у него все время заняты конструированием глупостей, злодейским реформированием государства. Топтыгин по ошибке поедает чижика, но тоже производит работу по увеличению зла. Они все время ТВОРЯТ зло. А добро у Щедрина, заметьте, никто не творит, добра у него вообще нет, весь мир в деятельности и, как следствие, во зле. Вот тут и пропасть. Чехов показывает, что зло возникает в результате непроизвольных ощущений, настроений, поступков, несознательно оброненных слов. Зло не творится, оно для мира естественно. Живя, ты уже нарушаешь, уже в чем-то неправ. Поэтому будешь страдать. А значит - все живое нуждается если не в любви, то в жалости и в облегчении страданий. Что же касается добра, то вот его как раз нужно делать. Добро является результатом сознательных усилий человека, да и далеко не всегда человек, желающий сделать добро, действительно добивается результата. Иногда (и даже очень часто) его действия бессмысленны. Но все равно эти сознательные действия не позволяют соткаться из воздуха злу. Чеховское добро - преодоление энтропии, зло же - сама энтропия. Чехов доктор. Мир для него - больной, безделие человека - болезнь, сам человек - врач. Вот почему нравственная позиция Чехова намного деликатнее и тоньше щедринской. В этом мире нет Иудушки, нет Угрюм-Бурчеева. Все люди, все страдают. Очень интересны чеховские упования на иной мир. Что значат все эти небеса в алмазах, ангельские пения будущего? Это мистические состояния самого Чехова, в которых он видел воздаяние человеку страдающему за его добро, или просто желание смертельно больного обрести загробный покой в максимально человечной форме? Это заемная мистика или его собственная? Никто, кажется, этой темой не занимался.
Tags: Размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments