banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Нам-лугаль (тезисы)

Все наши тезисы остаются невостребованными. Поэтому буду помещать их здесь. К этим тезисам я добавил тексты. Для наглядности и доказательности.

Развитие представлений о царской власти в шумерский период истории Месопотамии // XXIV Международная научная конференция “Источниковедение и историография стран Азии и Африки” (10-12 апреля 2007). Тезисы докладов. СПбГУ, 2007. С. 66-67.

 


                                                                                                              В.В.Емельянов

 

Развитие представлений о царской власти в шумерский период истории Месопотамии

 

1. В нашем докладе будет рассмотрен процесс возникновения и развития абстрактной категории мироощущения, ставшей ключевым термином политической идеологии Шумера. Мы изучим в хронологическом порядке источники нескольких групп, в которых встречается существительное nam-lugal (“судьба царя”). Это царские надписи, царские гимны и псевдэпиграф.

2. В старошумерских царских надписях nam-lugal не существует как абстрактная категория. Это должность, даруемая неким богом правителю города наряду с должностью энси (nam-ensi2) или эна (nam-en). Первоначально nam-lugal находится у бога. Эта должность соотносима с определенным городом: так, в надписи Эанатума речь идет о должности “лугаль Киша”, в более поздних надписях говорится о должности “лугаль Лагаша” или “лугаль Ура”. И только в единственном контексте – в надписи Лугальзаггеси – встречается именование “лугаль Страны”, которое можно считать уже не столько должностью, сколько титулом правителя.

 

Эанатум

 

dNin-gir2-su2-ke4 nam-gal-hul2-da [nam-lug]al-[Lagashki mu-na-sum] “Нингирсу с великой радостью (должность) лугаля Лагаша ему даровал” (Ean. 1,5:13-17); dInanna-ke4 … nam-ensi2-Lagashki-ta na[m]-lugal-Kishki mu-na-ta-sum “Инанна(должность) энси Лагаша, должность лугаля Киша ему даровала” (Ean. 2, 5:26-6:5)

 

Энаннатум

 

u4 dLugal-URUxKAR2ki-ke4 E-an-na-tum2-ra nam-lugal-Lagashki mu-na-sum-ma-a “когда Лугальурукар Энаннатуму (должность) лугаля Киша даровал…” (En. I 9,2:8-3:1; En. I 33, 2:13-3:4)

Энтемена

 

u4 dNanshe nam-lugal-Lagashki-sa mu-na-sum-ma-a “Когда Нанше (должность) лугаля Лагаша ему даровала…” (Ent. 26:13-16)

 

Урукагина

 

nam-[lugal]-Gir2-suki shu ba-ti-a “(Должность) лугаля Гирсу он (= Урукагина) принял” (Ukg. 1, 7:1’-3’); u4 dNin-gir2-su …-ke4 Uru-inim-gi-na-ra nam-lugal-Lagashki e-na-sum-ma-a “Когда Нингирсу(должность) лугаля Лагаша даровал” (Ukg. 4, 7:29-8:4)

 

Лугальзаггеси

 

nam-lugal-kalam-ma e-na-sum-ma-a “(Энлиль) (должность) лугаля Страны ему даровал” (Luzag. 1, 1:39-40)

 

Лугалькингенешдуду

 

u4 dEn-lil2-le … nam-en nam-lugal-da e-na-da-tab-ba-a Unuki-ga nam-en mu-ak-ke4 Uri2ki-m[a] nam-lugal mu-ak-ke4Когда Энлиль(должность) эна с должностью лугаля для него спарил, в Уруке (должность) эна он исполнил, в Уре (должность) лугаля исполнил” (Lukin. V. Uruk 2:4-14; 4:5-14, Inanna statt Enlil).

 

3. В текстах Гудеа слово nam-lugal встречается всего два раза. В обоих случаях речь идет о храме Энинну как средоточии власти бога Нингирсу. Этот “дом власти” наполнен МЕ власти, позволяющими богу контролировать пространство далеко за пределами Лагаша.

 

280A11.4e2-ninnu e2 nam-lugal-gu10
281A11.5sipad zid gu3-de2-a
282A11.6ud shu-zi ma-shi-tum3-da

Когда к Энинну – дому моей власти –

Праведный пастырь Гудеа

Правую руку приложит…

 

1136B14.6e2-mar-uru5 ug pirig mush-hush-she3
1137B14.7eme ed2-de3-da-ni
1138B14.8a2 me3 me nam-lugal si-si-a-da

Храм-колчан, лев, леопард, навстречу страшной змее

Язык высунувший, -

Храм битвы, МЕ власти наполненный…

 

4. Контексты поэмы об Утухенгале – псевдэпиграфа эпохи III династии Ура – позволяют сделать один-единственный вывод: nam-lugal превращается здесь в предмет, который можно перемещать из одного места в другое. Она уже не связана с конкретным городом или храмом, но воплощает собой независимость всего Шумера.

 

 

  1. dEn-lil2 /Gu\-[ti-umki] mush-giri2 hur-sag-ga2
  2. lu2 a2-zig3-ga dingir-/re-e-ne\
  3. lu2 nam-lugal-Ki-en-gi-ra2 kur-she3 ba-de6-a

 

Энлиль страну кутиев – ядовитую змею лесистой горы,

Что на богов накинулась,

Что власть Шумера в горы утащила,

(Утухенгалю уничтожить посоветовал).

 

62. nam-lugal-Ki-en-gi-ra shu-ba im-mi-gi4

Власть Шумера он вернул.

 

5. В период III династии Ура концепция nam-lugal претерпевает большие изменения. Она начинает восприниматься как мистическая субстанция, имманентная всей урской династии. Согласно царским гимнам, nam-lugal как благодать и как небесный мандат переходит от одного к другому потомку Шульги. Но получают они ее потому, что первый обожествленный царь Ура Шульги был создан Энлилем по просьбе лунного бога Нанны.

 

Shulgi G, 1-27

 

Энлиль досточтимый, сам себе равный, чьи речения справедливы !

Нунамнир, вечный пастырь Страны, из Великой Горы выходящий !

Великий Судья, смотритель каналов земных и небесных, все МЕ оседлавший !

Владыка, чья власть вызывает ужас, Звезда совершенная !

Великий Бог, за предвечными МЕ, прекрасными МЕ надзирающий !

Господин-жизнедавец, ведущий народы след в след по концам земли !

Большая Сеть, Небо и Землю покрывающая, все земли связующая !

Кто Энлилю посмеет советовать, может ли кто сравниться с ним !

Великое он задумал – что сердце его, Река Большая, несет ?

Таинства мыслей своих святых из храма он вывел.

Вещь эта – святая вещь, сияющая вещь, к МЕ Экура она относится !

Истинный кирпич определения судьбы, внизу Абзу (установленный) – вещь драгоценная !

“Праведник, построивший Экур, вечное имя будет иметь !

Сын праведника скипетром долго будет владеть, и с трона его не свергнут !”

Поэтому Ашимбаббар в Экуре светит,

Отцу своему Энлилю доверяется, с матерью советуется.

В Эдуге Нанна, сын властителя, обратился с просьбой –

Жрица-эн от того, что в утробу вложено, праведника родила,

Энлиль, пастырь силы, ребенка на свет вывел.

Ребенок, украшение трона и царства, - это Шульги-царь !

Семя льва, в изобилии Страну переполняющее, любимец Нинлиль,

Выбранный в Экуре, царь Ура,

Сияющее сердце, пастырь-хранитель Страны – вот имена,

Коими Энлиль Шульги в светлом сердце своем назвал, доверяя ему народ !

Жезл и псалий на руку ему он повесил – пастырем Страны да пребудет !

Скипетр Нанны незаменимый в руку его вложил –

Чтобы на троне царственности несвергаемой шею к Небу он поднял !

 

6. Царские списки и тексты, записанные в эпоху I династии Исина (миф о потопе, плачи по Уру и Ниппуру), включают nam-lugal в определенный сюжет и наделяют ее свойствами персоны. С этого момента можно говорить уже не о царской власти, а именно о космической субстанции под названием “царственность”. Царственность имеет небесное происхождение. По характеру она пассивна и опаслива: убегает из потерпевших поражение городов и забирается на небо во время потопа. Но города, куда она перебегает, начинают доминировать в политической жизни региона. Царские списки лишены иллюзии вечного правления одной династии и демонстрируют взгляд “с птичьего полета” – т.е. обзор всех правивших в Месопотамии городов и династий, причиной смены которых была названа только одна – произвольный и самовольный переход царственности.

 

Царский список, 40-42, 93-94

 

После того, как потоп всё смёл,

Царственность с Неба сошла,

В Кише царственность (поселилась)…

Город Киш был поражен оружием,

Царственность перешла в Эанну.

 

7. Таким образом, в истории шумерских представлений о nam-lugal следует выделить три основных периода: а) период даруемой городским богом должности лугаля; б) период имманентной царской власти небесного происхождения, навечно дарованной одной династии; в) период странствующей царственности как небесного принципа существования всякой власти.

 

 

 

 


Tags: Мои публикации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments