banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Category:

О динамике культуры

Попробуем задать основные координаты изменения культуры в ходе истории. При этом речь будет идти лишь о динамике генерального пути культуры, без учета культурных процессов в большинстве статичных традиционных обществ.
Прежде всего, культура дышит, т.е. обладает ритмом “вдох-выдох”. В фазе “выдох” (или расширение) происходит расширение кругозора и внешних навыков (технологии и наука), военно-политическая экспансия, утверждение ценностей материально-телесного круга, совершенствование формы. По о. П. Флоренскому, это тип возрожденческой культуры. Фаза “вдох” (или сжатие) означает самособирание общества и личности, расширение сознания и внутренних навыков (духовных практик), привязанность к месту, ценности духовно-идеального круга, совершенствование смысла. У Флоренского это средневековый тип культуры.
Внутри двухфазового дыхания культуры размещаются три стадии ее проявления, указанные П.Сорокиным. В фазе “вдох” расположена идеационная установка (ориентация на идею, Бога и сверхъестественное), между фазами размещается идеалистическая культура (совмещение идеального и материального подхода к миру), а в фазе “выдох” проступает сенсативный тип культуры (ориентация на чувства, материю, опыт и отрицание всего идеального). Аналогичный трехтактовик находим у О.Шпенглера: здесь идеационной установке соответствует “период ранних форм” (когда Душа культуры уже проявила себя, а Тело неразвито), идеалистическая тождественна периоду культуры (максимальное соответствие формы содержанию), а сенсативная совпадает с периодом цивилизации (мумификация Тела культуры вследствие смерти Души).
Содержанием культуры является взаимодействие природ в процессе человеческой деятельности. До определенного момента истории можно было говорить о различных комбинациях отношений между первой (биологической) и второй (социальной) природами. Сейчас же отношения строятся уже в пространстве трех природ. Тогда получается:
1. Выделение второй природы (коллектив) из первой и неосознанное подражание первой природе. Поздняя первобытность. Неолит. Расширение.
2. Выделение “человека имущего” из второй природы и осознанное подражание первой природе. Ранняя древность. Система ценностей - космоцентризм. Бронза. Сжатие.
3. Выделение внешнего индивидуума (героя) из второй природы и неосознанная борьба с первой природой. Имперская древность. Эгоцентризм. Железо. Расширение.
4. Выделение внутреннего индивидуума (личности) из второй природы и осознанная борьба с первой природой. Средневековье. Теоцентризм. Сжатие.
5. Отделение от личности рационально-телесного компонента (материальная личность) и продолжение осознанной борьбы с первой природой. Возрождение. Натуроцентризм. Расширение.
6. Выделение третьей природы (механика) из второй и попытка окончательного подчинения первой природы. Новое время. Механоцентризм. Сжатие.
7. Отделение умных машин от прочей механики третьей природы и примирение с первой природой по причине применения законов оной для творчества. Информационная личность. XX век. Нооцентризм. Расширение.
Пока третья природа имела два этапа своего развития. В конце Возрождения и в Новое время это механика, связанная с материальным производством и войной. Довольно быстро образовалась тенденция к сравнению человеческого сознания с устройством простейших станков-автоматов. Эта тенденция явилась знаком удивительной метаморфозы: в своих рассуждениях о второй природе человек захотел уподобиться третьей (Спиноза, Ламетри). Второй этап наступил с появлением вычислительных, воспроизводящих и коммуникативных машин (телефон, телеграф, фонограф, фото, кино, компьютер) - т.е. “умных”. Человек почувствовал себя раздвоившимся во времени и пространстве, иллюзорно скопированным и иллюзорно бессмертным. Он начал сравнивать собственный интеллект с памятью и навыками умной машины, а себя самого - с информационной системой, в одинаковой мере материальной и духовной (семиотика). Третья природа на втором этапе своего существования примирила предыдущие природы между собой, поскольку показала их зависимость от одних и тех же законов материального мира. Теперь наступает следующий этап в развитии третьей природы, который можно назвать биологическим. Содержание этого этапа - искусственный интеллект, генная инженерия и виртуальные биолюди. То есть, третья природа научится воспроизводить первую. Систему ценностей этого нарождающегося времени можно назвать биоцентризмом. То, что произойдет потом, угадает даже совсем бестолковый человек: третья природа воспроизведет сперва вторую (социальное сознание искусственной первой природы), а затем научится порождать саму себя (культурная третья природа). Делать она это будет сперва при помощи естественного человека. Впоследствии же, когда человек научится с помощью третьей природы менять свои физические и психоэмоциональные данные, он наполовину будет уже ей принадлежать и от нее зависеть. Поэтому дальнейшее творчество третьей природы, можно сказать, будет всецело самостоятельным, поскольку в ее составе находится и породивший ее естественный человек.
В центре глобального мировоззрения будущего оказывается Человек как синтез внешнего и внутреннего мира, как соединение противоположностей и преодоление интеллектуальных антиномий. В Человеке сходятся Бог и Природа, творящее и тварь. Культура выделяется из Природы и Общества точно с той же целью их примирения и синтеза, с какой третья природа выступает примиряющим началом для двух предыдущих, до того враждовавших между собой.
В свете всего сказанного можно сделать точный прогноз по поводу наступающего ближайшего времени. Итак, это будет:
а) фаза сжатия,
б) идеационизм,
в) третья фаза в развитии третьей природы (биоцентризм),
г) тип личности - информационная личность,
д) глобальная идея Большой Эры - антропокосмизм (воспроизводство естественной личностью личности искусственной и спасение естества в искусстве).   
е) цель устремлений Большой Эры - достижение неиллюзорного бессмертия.
Tags: Наблюдения
Subscribe

  • Гильгамеш и колодцы

    Как Гильгамеш связан с копанием колодцев? Есть такой странный текст: "Если ты станешь рыть колодец, то помяни имя Гильгамеша!" Ну хорошо,…

  • "Глокая"

    В знаменитом высказывании Щербы понятно почти каждое слово. "Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка" Куздра и бокр - два…

  • К генеалогии Служкина

    Пушкин: Ленский (антипод - Онегин, дуэль) Гоголь: Манилов Тургенев: старик Кирсанов (антипод - Базаров, дуэль) Гончаров: Обломов (антипод - Штольц)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments