banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Является ли эпосом "Рассказ Гильгамеша"?

Век живи - век учись. Это точно.
Читаю аккадский эпос о Гильгамеше уже больше двадцати лет, и только теперь задумался: почему же мы называем этот текст эпосом?
Согласно всем известным определением, эпос это:
1) нейтральное повествование, в котором рассказчик и герои отделены друг от друга, а автор не находится на чьей-либо стороне;
2) повествование о народной жизни в далеком прошлом;
3) повествование о борьбе героя с силами зла и его победе над ними;
4) повествование о зарождении этноса и его борьбе с другими этносами;
5) повествование о любви героя и некоей прекрасной женщины.

И если теперь посмотреть на "Рассказ Гильгамеша" (или, если быть совсем точным, "Серию (рассказов) Гильгамеша" - таков подзаголовок текста, названного по своей первой строчке "О видевшем Бездну") с этих позиций, то ничего не выйдет.

1. РГ уже по своему зачину представляет собой гимн герою, а вовсе не повествование. Но певец гимна, как и рассказчик, совершенно отделен от своего героя, его речь строго монологична и не находит отклика в репликах героя.
2. О народной жизни говорится только в первой таблице РГ, где мужи строят стену города Урука. Затем текст стремительно уходит от этих массовых сцен.
3. Борьба героя с силами зла вовсе не воспевается в РГ как основное достижение героя. Со временем герой приходит к мысли о полной бессмысленности этой борьбы и даже об иллюзорности зла. То, что герой принимал за зло, было установлением богов, и борьба с персонами этого установления привела лишь к преступлению героя перед богами.
4. В РГ нет речи о зарождении этноса, нет даже упоминания какого-либо этнонима.
5. В РГ совсем нет любви. Сперва соперник мешает герою совершить священный брак с богиней Урука, а затем сам герой отказывает богине в брачных узах. Важнейшими для РГ являются мотив дружбы и братства мужчин, а также привязанность героя к матери.

Таким образом, РГ совершенно не ставит традиционных для эпоса задач, а именно - воспеть доблести героя, о которого пошел народ, страна, правящая династия, прославить его борьбу с иноземцами и трагическую любовь к прекрасной даме. Его цель совершенно иная и для классического эпоса неизвестная. Это духовное возрастание героя, постепенное увеличение его внутреннего опыта, приводящее к смене жизненных ценностей. В этом смысле РГ может быть назван "протописанием", предшествующим священным писаниям сотериологических религий "осевого времени". Его религиозный мессадж совершенно очевиден и может быть сформулирован следующим образом:

1. На протяжении жизни человек примеряет к себе несколько социальных ролей (юный герой, зрелый муж-странник, пожилой искатель истины), но у него есть только одно предназначение, к которому он возвращается даже в конце своего пути. Гильгамеш в начале жизни ушел от недостроенной стены, чтобы под конец возвратиться к ней и ощутить ее как истинную задачу своего бытия.
2. Истинная трагедия человека в том, что он тварен и божествен одновременно, тварен в своей плоти и божествен в своем разуме. Он хотел бы до конца стать богом, но тварность мешает ему обрести бессмертие.
3. Истинная цель человека в том, чтобы оставить по себе значительную память в виде своих культурных достижений (у Гильгамеша это стена Урука и табличка с рассказом о своих странствиях). Все остальные цели - слава правителя, слава героя, вечная физическая жизнь - являются иллюзорными.
4. Зло, препятствующее жизни человека, - в нем самом, в его представлении о том, что есть зло и как с ним нужно бороться.

Широкая распространенность РГ на Ближнем Востоке и даже в античном мире связана с тем, что таковы думы именно средиземноморского человека о самом себе. В Индии РГ был бы уже не понят, поскольку там смерть не является окончательной и все можно исправить в следующем рождении. Да и двойственность человеческой натуры там не ощущается, поскольку человек встроен в природный мир и не намерен его покорять. В Китае есть фабульно похожая история Хоу И, словно списанная с подвигов Геракла. Ее герой подстреливает девять солнц, убивает быка-людоеда и еще шесть чудовищ, и даже идет за напитком бессмертия на Запад. Но его история полностью лишена психологической трансформации, а заканчивается она гибелью героя от его собственных слуг, что весьма далеко от эпического финала РГ. Так что история Гильгамеша и не для китайцев.
Для монотеизма РГ уже неприемлем. У евреев в кумранской "Книге Исполинов" Гильгамеш назван (вместе с Хумбабой) в числе неправильных существ, создавшихся от брака сынов божьих с дочерями человеческими (что, как известно, вызвало в Книге Бытия потоп). То есть, трагедия героического начала в человеке преодолевается истовым служением Богу и забвением себя в Боге. РГ - история не для церквей.
Но, кажется, он становится современным в наши дни. Я бы даже сказал, что современное человечество постепенно начинает исповедовать религию аккадской истории о Гильгамеше.
Tags: Наблюдения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments