banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Короткие мысли по поводу Бахтина

В последнее время по разным поводам не выходит из головы Бахтин.

1. Мы живем в эпоху карнавала и полифонии. Вот так они и выглядят. В нашей действительности совершенно отсутствует авторский голос, Автор бытия вненаходим. Говорят неслиянно разные голоса, у каждого своя тема, свой характер, но эти голоса произносят только чужие слова. Вероятно, когда Автор отсутствует или вненаходим, то свой текст становится невозможным. Полное отсутствие границ, осмеяние сакрального пространства. Вот сегодня Басков на вручении звания запел в Кремле пошлым голосом, все смеялись, президент даже сказал, что следующий награжденный должен что-нибудь станцевать, а потом Басков встал рядом с Чазовым и Спиваковым на коллективную фотографию. При Грозном, если б он тут посмел петь, его посадили бы на кол, при Сталине расстреляли бы, при Брежневе поморщились бы и в следующий раз не пустили в Кремль. Теперь всё едино, как покойники едины земле. Что это? Карнавал. Почему карнавал? Потому что Автор временно скрылся.
2. Если есть карнавал и полифония, то где-то должен быть и хронотоп. И в самом деле, он тут рядом и есть. Хронотоп - это, собственно, слияние пространства и времени в один смысл. Пока Автор присутствует - они существуют раздельно, никто не спутает Англию с Пасхой. А вот когда полифония, плюрализм и прочее, то образуется хаотическая длительность с пространственными координатами, чистый континуум, дорога, где есть колея и нет указателей маршрута, как нет и часов. Хронотоп есть Большое Время. А что такое Большое Время? Это Диалог. У Бахтина одна вводимая категория объясняет другую. Большое Время есть Диалог между фиксированными малыми временами и их смыслами. Однако сам по себе этот Диалог возможен лишь в сознании Автора. Но Автор временно скрылся. Следовательно, смыслы накапливаются, не связанные единым сознанием. Возможен ли хронотоп вне Автора? Да, но как собрание смыслов, которые не слышат друг друга, а плавно перетекают друг в друга в некоей хаотической невесомости. Обратите внимание, как бесшумно сталкиваются в полете идеи воскрешения православия, воскрешения сталинизма, воскрешение застоя, загробное воздаяние, свобода воли и карма. Они сталкиваются и лопаются как мыльные пузыри, потому что эти смыслы не наполнены содержанием чьего-либо сознания. Они скорее надгробные памятники материальному миру прошлых эпох, который как-то существует в головах, но совершенно не способен встать из гроба.
3. Проблема, следовательно, в чем? В сокрытии Автора. Пока его нет - голоса будут несогласованно произносить чужие слова, границы исчезнут, святое будет осмеяно, пространство и время сольются до полного поглощения друг друга. А что же такое Автор? Это Сознание. Только оно (в согласии с волей, без которой сознания не бывает) способно задать линию и определить границы, отрефлексировать смыслы и отделить пространство от времени. Сознание есть субъект космогонического акта мышления.
4. Проблема нашей эпохи - отсутствие Автора, т.е. Сознания.
5. Бахтин, как и Шкловский, и Пропп, и Гумилев, показывает, что мыслитель, желающий быть историком, вместо попадания в идеи прошлого создает ситуационную формулу, годную для описания любой эпохи или любого состояния умов в бесконечном будущем. Раблезианский карнавал в бахтинском смысле существует, но это не то, что было у самого Рабле. Равным образом и пассионарность в гумилевском смысле также существует, но эта категория не имеет общего с исторической действительностью, которую она стремилась описать. Однако далеко не всякая идея, далекая от действительности, способна на нее воздействовать и ее прогнозировать, а только та, которая связана с опытом сознания, т.е. с истинным Автором, помещенным в эту действительность. 
Tags: Размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments