banshur69 (banshur69) wrote,
banshur69
banshur69

Categories:

Не моя собачка

Была такая сценка в питерской юмористической программе "Городок". Два человека пьют на балконе и ждут зеленого змия. И вдруг видят, что летит не змей, а зеленая собака. Внезапно одного из них осеняет и он говорит: "Нет, это не наша собачка, это наркоманская".   

 

Два года назад, начитавшись бестолковых "этимологических" словарей шумерского языка, понял, как правильно изучать шумерскую этимологию. Сперва нужно вычленить самые близкие заимствования - аккадские, потом заимствования из соседних западносемитских языков. Потом переходим к языкам неродственников-соседей: эламскому, хурритскому. И когда убираются все ареальные заимствования, начинаем сопоставлять шумерские слова со словами реконструированных праязыков. В результате на каком-нибудь этапе получаем доказанное генетическое родство шумерского. Полтора года работал над первым этапом, вычленил 300 аккадских заимствований и уже приступил к семитизмам из западной группы. Выступил с докладами на двух конференциях. Опубликовал тезисы проекта (http://iling.spb.ru/comparativ/mater/tronsky_10_end.pdf). И вдруг, уже на середине работы над итоговой статьей по аккадизмам, понял: не моя собачка. Дело в том, что я совершенно равнодушен к проблеме генетического происхождения народов, языков и людей. Наверно, это неправильно, но для меня это ничего не значит. Зато я очень неравнодушен к культурному происхождению оных. Так вот, шумеры о своем происхождении ничего не сообщают и вообще им не интересуются, а все реалии, запечатленные в их языке, возникают уже после их переселения в Двуречье из неизвестного района, где они жили раньше. Значит, реконструкция культурно-языковой картины мира гораздо важнее для историка, чем информация о происхождении народа. Ведь если я узнаю, что шумерский родственен такой-то языковой семье, то про саму их культуру, про их государство вряд ли можно что-то понять. Русские, к примеру, родственники поляков, чехов и сербов. Ну и что? Культуры-то разные, религиозные тяготения разные и соседи совсем не славяне. Значит, "моя собачка-не моя собачка" - очень важный критерий исследования. Даст ли тебе самому что-то ответ на вопрос, а если даст, то что именно? Твой ли этот вопрос и твой ли ответ?

Очень простой вывод. Проблема поддается только тогда, когда ты имеешь внутренний интерес к самой теме, в состав которой оная проблема входит. Если для тебя сознание важнее бытия - не занимайся экономикой, все равно не выйдет ничего. Если культура важнее происхождения - не надо заниматься генетической классификацией языков. Жизнь в теме, внутри темы это и есть "моя собачка". Но что же мне все-таки делать с оборванной статьей? Дописывать или нет?  
 

Tags: Размышления
Subscribe

  • Мир второй

    Кажется, что Глазков написал это в 1939 году о мире интернета и соцсетей. Особенно ясно понял это сейчас на прогулке, видя, как в…

  • Время и вечность в Египте и Месопотамии

    По-моему, очень интересный и убедительный доклад Дарьи Зиборовой. Соотношение египетской категории джет с греческим айоном, а нехех с хроносом…

  • Мудрость

    Много лет назад один мудрый человек сказал мне: "Мы будем воспринимать и обсуждать только то, что было сделано". Это очень глубоко. Мы ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment